Возможно, мы забыли, что такое демократия. Мы достаточно долго жили в свободной стране, чтобы долгожданная власть народа стала изначально сама собой разумеющейся и даже незаметной. Родившаяся в независимой Эстонии молодежь вообще не помнит, что когда-то было иначе. Банальное сравнение, но, как часто мы замечаем воздух, которым дышим, или комнатную температуру, если она не неприятно низкая или высокая, а для нас в самый раз? Глобализация культурного пространства стала серьезным вызовом для демократии.
Политической силе, которая до сих пор развивала идею либерализма и сейчас переживает кризис, трудно обосновать необходимость демократической системы, поскольку громкие лозунги, призывающие к “порядку и классическим ценностям”, предлагают простые решения.
Именно этих ослабленных политиков их оппоненты ежедневно обвиняют в эфире и онлайне в том, что те допустили иммиграцию и тем самым, в пособничестве возникновению терроризма, излишнем свободомыслии, мультикультурности и других мировых бедах. Кажется, простое черно-белое мировоззрение прочно укрепилось и в мозгах нашей молодежи, и есть серьезная опасность, что без вмешательства она станет легкой добычей популизма.
Противники глобализации любого возраста успешно пользуются телефонами, телевизорами и компьютерами, произведенным в Корее, Китае или на Тайване, и программами, которые пишут в США, перекусывают бутербродами с органическим авокадо и салатом с киноа, и ничего против этого не имеют.
Алгоритмы социальных сетей вносят свой вклад в возникновение одностороннего новостного потока. Молодые люди 99% информации получают из соцсетей, отсортировывая для себя только те каналы, которые им подходят, и посты друзей, которые разделяют их мнение. Другие взгляды до них просто не доходят.
Здесь я бы бросила камень в огород наших СМИ, поскольку действительно ли необходимо регулярно подчеркивать, что “подозреваемый говорил по-русски”, “темнокожий напугал ребенка”, “человек неевропейской внешности украл велосипед”? И как многие из нас на больших семейных встречах, где вместе собираются молодые и старые, тихо слушают и предпочитают не вмешиваться, когда дядя Хейно или бабушка Маали чихвостит “негров”” “геев”, “тибл” и всех этих “социалистов и чертовых демократов”, которые виновны во всех их личных проблемах?
Но противники глобализации любого возраста успешно пользуются телефонами, телевизорами и компьютерами, произведенным в Корее, Китае или на Тайване, и программами, которые пишут в США, перекусывают бутербродами с органическим авокадо и салатом с киноа, и ничего против этого не имеют. Это как будто не плоды либеральной мировой экономики.
Максимализм молодежи и деление мира за отсутствием жизненного опыта на черное и белое, хорошее и плохое – понятное и естественное явление. Однако, образно говоря, популистские силы не спят, и выгодные для манипуляции условия существуют здесь и сейчас. Почерпнутые в Центральной Европе пару лет назад идеи о большой угрозе, которую представляют беженцы, в действительности оказались беспочвенными (кстати, это было одной из причин мертоворожденного Брекзита), а теперь говорят о том, чтоы сделать судей выборными. Иными словами, просто смотрят, что собирает голоса в мире, и применяют это в Эстонии. Все эти лозунги в стиле “Сделаем Эстонию лучше! – на самом деле, популизм и очередной подбор идеи, на этот раз точная копия трамповского «Let’s make America great again».