Пережившие войну в Грузии: наши близкие до сих пор просыпаются от приступов паники (14)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Российская бронетехника у границы с Грузией. Архивное фото.
Российская бронетехника у границы с Грузией. Архивное фото. Фото: SCANPIX

Со времен российско-грузинской войны 2008 года прошло уже десять лет. Пережившие военный конфликт нынешние студенты, которые учатся в Таллиннском университете, рассказали Rus.Postimees, каково это - вздрагивать от звука военных самолетов, и как жить, не зная, что произойдет завтра.

Дато.
Дато. Фото: Facebook

Дато

22 года, Тбилиси

Я помню этот день очень отчетливо, хотя все происходящее казалось мне странным. По телевизору показывали новости лишь о войне. Естественно, говорилось о том, что российская сторона открыла огонь, после чего начался настоящий хаос. Мне было 12 лет, и я жил счастливой и беззаботной жизнью. В те дни, единственное, что я знал наверняка – в моей стране война, а Россия - это враг, который эту войну развязал. Причины военного конфликта были мне непонятны.

Чем старше я становился, тем чаще начал задавать вопросы. Многие события происходят в стране и сегодня: продолжающаяся оккупация, убийство и похищение солдат. В один момент мне стало интересно – кто же в этом всем виноват? Может Грузия сделала что-то не так? Или же вина лежит на России?

Я просто хотел понять, почему это все произошло и происходит до сих пор. Если честно, я пришел к заключению, что Россия хочет власти. По этой причине страна делает все возможное, чтобы усилить свое влияние в регионе. Безусловно, поддерживающая запад политика Грузии является огромной проблемой для России. Ведь и война десять лет назад произошла по определенным причинам: разрушить энтузиазм Грузии, посеять хаос и заставить жителей Грузии потерять их веру в самих себя. Все факторы свидетельствуют о том, что первые шаги в отношении нашей страны, которые и привели к войне, на самом деле были предприняты Россией намного раньше.

Мои воспоминания о военном конфликте не самые приятные. В один день моя семья оказалась перед выбором: остаться в Тбилиси или уехать в маленькую деревню неподалеку от самопровозглашенной Южной Осетии. Мы не знали, какое решение будет правильным. Однако родители решили все же уехать из столицы. На тот момент казалось, что вероятность нападения на деревню не так высока, как на Тбилиси.

Помню пугающие звуки двигателей и вибрации от военных самолетов. Я слышал и чувствовал их каждый день, но старался сохранять спокойствие. Мне было всего 12, но я должен был оставаться спокойным и осмотрительным на случай, если что-то произойдет.

Если честно, покольку я был всего лишь двенадцатилетним подростком, эта война не нанесла мне непоправимой душевной травмы. Я старался сохранять оптимизм и наивность. Однако, когда мама сказала мне, что моих двоюродных братьев призвали, кровь в моих жилах застыла. Я чувствовал себя беспомощным, не мог ничего сделать.

Я стараюсь не говорить на эту тему с русскими. Иногда встречаю тех, кто сочувствует жителям Грузии и порицает такую агрессивную политику России. Однако есть и те, кто думают, что мы должны умереть, а Грузия в скором времени и вовсе будет оккупирована. Мое отношение к русским напрямую зависит от того, как они относятся ко мне и моей стране.

Ани.
Ани. Фото: Facebook

Ани

24 года, Тбилиси

Все началось с сепаратистских движений, которые совершали преступления на территории Грузии. Они убивали местных жителей в Цхинвали. Были атакованы и грузинские серверы, чтобы создать киберблокаду и предотвратить поток информации. Лишь после этих событий российские войска пересекли грузинскую границу, а Грузии не оставалась ничего, кроме как отреагировать на хаос и преступные действия на ее собственной территории. Это была провокация, которая привела к войне.

Помню, как проснулась в три часа ночи от звука сброшенной бомбы. Помню и то, как мой папа поехал на запад Грузии, в Сенаки, чтобы забрать моего дедушку. Он отказался уезжать из города и слышал звуки бомб каждый день. Одна из них была сброшена на здание, в котором жили беженцы из Абхазии. В 1990 годах оно являлось частью военной базы Грузии, и в России, видимо, думали, что с тех времен ничего не изменилось. Перепроверять сведения никто не стал, бомба была сброшена на мирных жителей. Тогда погибло 8-9 человек.  

В Тбилиси в то время тоже было неспокойно. В городе объявили чрезвычайное положение. Радарная станция аэропорта Тбилиси подверглась бомбардировке. На улице не было ни души, люди боялись покидать свои дома. Мы скупали продукты в магазинах, как сумасшедшие. Никто не знал, как долго это продлится, и мы должны были быть уверены, что нам хватит еды. Телеканалы не работали. Люди находились в информационном вакууме.

Для меня самым сложным было оставить дедушку в зоне военных действий. Он отказался покидать свой дом. Да и вообще, пережитые события оставили неизгладимый след. Моя двоюродная сестра до сих пор просыпается среди ночи от панических приступов.

Во время военных действий я не находила себе места и решила связаться с жителями России через Skype. Просто находила неизвестных мне людей в поисковике и писала им, задавая лишь один вопрос: «Почему вы скидываете бомбы на нашу страну?» Мне хотелось понять, что они об этом думают, какова их точка зрения.  

Их ответы были очень болезненными. Они писали мне ужасные вещи: «Вы должны сдохнуть, ****». Хотя сейчас, окончив факультет международных отношений, я понимаю, что в России была распространена сильная пропаганда против Грузии. В СМИ даже выдавали российские танки, которые вторгались в Цхинвали, за грузинские.

Я считаю, что большинство русских находятся под влиянием фейковых новостей. Знаете, когда люди не хотят слышать альтернативную точку зрения и смотрят лишь в одном направлении. Даже за пределами России достаточно тех, кто поддерживает политику Кремля. 

Наверх