Движение в Эстонии спасут только надзор и ужесточение наказаний, пишет в Postimees колумнист Ахто Лобьякас.
Ахто Лобьякас: Эстония должна стать дорожно-полицейским государством (14)
Эстонии нужна нулевая толерантность по отношению к нарушениям+ ПДД. Дорожные смерти – это верхушка айсберга, вопрос скорее во всем обществе: от авторитета государства до отношений между людьми.
Едва ли кто-то из участников движения в Таллинне видит минуту, чтобы кто-то из соседей по дороге не нарушил правил. Я не верю, что найдется много тех, кто будет спорить с этим утверждением. Еще меньше тех, кто решит, что я открыл этим утверждением Америку. Есть, как есть.
Так видит происходящее и полиция, у представителей которой есть особенность говорить, что привычки людей могут изменить только сами люди. Правильно, но не в этом случае. Винить в царящем на дорогах хаосе (второй пример – употребление наркотиков) «культуру» - это все равно, что смотреть в трубу с неправильной стороны. Занимаясь вершиной айсберга дорожного хаоса, стражи порядка ждут изменений – пока коровы сами вернутся домой. Посмотрите на Грузию, сравните с Финляндией. Конечно, можно утверждать, что происходящее на дорогах это какое-то неизбежное генетическое проявление. Но этот путь все же ведет в болото.
Движение в Эстонии – это легкая форма движения в Латвии, и у обоих это проявление того, что с сделала с обществом советская власть. Отсутствие вежливости, беспечность и агрессивность в общественном пространстве – это наследство общественного порядка, при котором отношения между чужими, были как игра с нулевой суммой. Царит постоянный страх лишиться чего-то: ты или выиграешь, или проиграешь. Доказательством этого служат все эти превышения скорости, игнорирование сигналов светофоров, терроризирование велосипедистов, не пропускание пешеходов на пешеходных переходах – до исчезновения традиции включать поворотники. Уважение общего пространства выглядит бессмыслицей, поскольку кто-то другой этого так и так не делает.
В этой микроагрессивной повседневности исчезают два крайне важных момента. Во-первых, транспортное средство – это потенциальное оружие. Хоть и тупое, но способное покалечить и убить. Использование транспортного средства должна сопровождать аналогичная оружию ответственность.
Во-вторых, каждый взгляд сквозь пальцы на нарушение девальвирует правила дорожного движения. Наше безразличие неуместно, учитывая, что речь идет о потенциальном оружии. Но еще важнее, что так мы разрушаем и подрываем уважение ко всему обществу и его правилам. В ситуации, когда нарушения становятся обыденностью, чахнет сила закона. То, что Закон о дорожном движении работает только в зоне видимости полиции, уже стало частью нашей культуры.
Что делать? Вгоняющая в депрессию флегматичность общественности и полиции удивительна, учитывая снискавшую большое одобрение эстонскую технологическую мощь. В Таллинне нет улицы, где измеряющие скорость и прочие камеры неделями не отрабатывают свою цену – а заодно не могут пополнить местную и государственную казну. Камеры измерения скорости на дорогах указывают – предупредительный штраф работает. Но не на шоссе, где камер не хватает, но, что мешает властям приметить тот же принцип на городских улицах? Почему нужно было ждать 2017 года, чтобы установить камеры на перекрестке Кристийне? Думая в том же направлении, нужно отлавливать не только тех, кто превышает скорость или игнорирует сигналы светофоров.
Пешеходные переходы тоже нужно оснастить видеокамерами. А если бы можно было использовать записи с бортовых камер самих участников движения, то мы бы сами делали работу полиции по всей Эстонии.
Не работает напоминание об обязанностях через раздачу цветов участникам движения, как свойственно полиции. Работает введение драконовских предписаний: от штрафов до лишения прав, и почему бы нет – уголовной ответственности за очень опасные маневры. Есть и момент сравнения – езда в пьяном виде именно благодаря драконовским методам на культурном уровне стала осуждаемой в Эстонии. Нет ни одной причины, почему и с остальными опасностями на дорогах нельзя было бы поступить так же.