На судостроителей едут учиться в Финляндию

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Обучающиеся в докторантуре университета Аалто по специальности «судостроние» Михкель Кыргесаар и Ингрид Лиллемяэ од­ни из немногих жителей нашей страны, которые занимаются изучением этого предмета на столь высоком уровне.
Обучающиеся в докторантуре университета Аалто по специальности «судостроние» Михкель Кыргесаар и Ингрид Лиллемяэ од­ни из немногих жителей нашей страны, которые занимаются изучением этого предмета на столь высоком уровне. Фото: Maркус Aхoлa

То, что жители Эстонии изучают судостроение в Финляндии, само по себе не новость, но до док­торантуры доходят все же немногие. Сейчас в хельсинкском университете Аалто судострое­ние изучают двое.

Эстонцам нравится думать об Эстонии как морском государстве, однако важно, чтобы в стране были высокообразованные специалисты. Сейчас в Эстонии только два доктора по специальности судостроение, но постепенно их число увеличивается.

Возможность дает ТТУ
Таллиннский технический университет (ТТУ) предоставляет возможность ­пос­ле окончания бакалавриата по курсу «Развитие продукции» продолжить учебу в магистратуре университета Аалто по специальности «Судостроение».

Этой возможностью воспользовались многие, а кое-кто пошел даже учиться дальше в докторантуру. Если многим кажется, что судостроение это сугубо мужская специальность, то теперь уже второй год в докторантуре университета Аалто учится и девушка из Эстонии.

«Не думаю, что эта специальность сугубо мужская, — считает докторант Ингрид Лиллемяэ. — В Финляндии много девушек изучает судостроение, хотя ребят все же учится больше».

«Работа, которую позволит найти такое образование, может быть весьма разнообразной: от расчетов прочности и гидродинамики судов до дизайна и разработки программного ­обес­печения», — говорит она.

Второй докторант из Эстонии Михкель Кыргесаар рассказывает, что когда он поступал в ТТУ, то как-то и не думал о судостроении.

«Техникой я интересовался еще совсем ребенком — мне нравилось доламывать принесенные дедом электродвигатели, — шутит он. — Но потом меня привлекала математика. У меня была альтернатива: строительство дорог и судостроение. Дороги строить мне показалось скучновато».

Примерно такой же путь прошла и Лиллемяэ: «До прихода в ТТУ каких-то твердых планов не было, но в ходе учебы узнала об этом больше, и мне показалось это интересным».

Они оба учатся в докторантуре уже второй год и должны ее закончить в 2014 году. За это время они должны написать четыре статьи, которые и станут основой докторской работы.

Лиллемяэ изучает усталостные явления в тонких сварных листах. «При ­строи­тельстве надпалубных сооружений пассажирских судов начинают применять все более тонкие листы стали, чтобы снизить собственный вес судна.

Но при сварке тонкие листы ведут себя ­свое­образно, так, например, они больше выгибаются, — поясняет Лиллемяэ. — И я изучаю, как тонкие листы стали реагируют на усталостные нагрузки».

Кыргесаар изучает ­столк­новения судов. «После ­столк­новения судов в них возникают значительные напряжения в бортовых структурах, за которыми следует разрушение стальных листов», — рассказывает он о теме своей работы.

Точное моделирование разрушений позволяет оценить количество поступающей при этом воды, т.е. ­опре­делить время, за которое судно затонет. Столкновения составляют 20 процентов всех серьезных аварий. Ежегодно происходит хотя бы одна крупная авария, когда в море выливается более ста тонн нефти или мазута.

Понятно, что судостроение это такая широкая сфера, что одному человеку ее, конечно, не охватить.

«Во время магистратуры мы узнали общие сведения о каждом аспекте, и чем дольше мы работаем над своими темами, тем больше ­углуб­ляемся в них», — отмечает Ингрид Лиллемяэ.
«Никто не строит судов от и до, — добавляет Кыргесаар. — Один знает что-то одно, другой — другое».

По словам Лиллемяэ, идея обучения состоит в том, чтобы когда они окончат учебу, то должны будут знать по своей теме больше, чем профессор, который курирует их работу.
Учиться в Финляндии не сложнее, чем в Эстонии, и принимают там тепло.

Легче, чем в Эстонии
Кыргесаар считает, что учиться здесь даже несколько легче, чем в Эстонии, поскольку зарегистрированные предметы не обязательно требуется сдать в срок.
«Финны несколько проще относятся к учебе, и мало кто из них завершает обучение в назначенный срок», — говорит Кыргесаар.

«Большинство финнов сразу хочет устроиться на работу куда-нибудь на завод или в конструкторское бюро, поскольку в Финляндии таких возможностей существует очень много», — отмечает Ингрид Лиллемяэ.

После завершения учебы Михкель Кыргесаар намерен вернуться в Эстонию: «Один вариант — работа в ТТУ, второй — в каком-нибудь конструкторском бюро».

Лиллемяэ тоже считает приемлемыми вариантами работу и в науке, и в инженерном бюро. «Но я думаю, что не сразу вернусь в Эстонию. Сначала поработаю где-то, а потом уж домой», — признается она.

Хотя спорят, насколько Эстония морская страна, если судов под эстонским флагом ходит мало, а официально спустить лодку в море в Таллинне можно только в одном месте, но Ингрид Лиллемяэ считает, что Эстония все же морская страна. Просто судостроение здесь пока не так развито, как в Швеции и Финляндии.

Судостроение

Обучение в Финляндии
• Ежегодно в магистратуру хельсинкского университета Аалто изучать судостроение отправляются три-четыре студента, правда, в этом году был только один. Стипендию им платит ТТУ.
• На курсе обучается примерно 20 студентов, два-три из них девушки.
• В 2006 году докторскую работу по судостроению в Финляндии защитил Хенд­рик Наар, а в 2010 — Кристьян Тарби, оба — в Хельсинкском техническом университете.
Источник: PM

Ключевые слова

Наверх