Избрание 5 января 1968 года Александра Дубчека первым секретарем ЦК компартии Чехословакии считается формальным началом процесса либерализации в стране. И хотя ростки свободы раздавили советские танки и войска союзников СССР по Варшавскому договору, период, получивший известность как "Пражская весна", дал чехам и словакам надежду на действительно светлое будущее после двух десятилетий навязанного им коммунизма, пишет DW.com.
50 лет назад была задавлена танками "Пражская весна" (4)
"Можно было действительно почувствовать после избрания Дубчека, как подул свежий ветер", - вспоминает Марта Кубишова, ставшая одним из символов "Пражской весны". В январе 1968 года она была известной певицей, вокалисткой популярной в ЧССР группы Golden Kids.
"Это было незабываемое, замечательное время. Люди свободно вздохнули. Такое было чувство, что по прошествии 20 лет произошло, наконец, что-то хорошее и радостное, - рассказывает она. - Было такое ощущение, что исчез железный занавес, что мир открылся для нас". Ей было тогда 25 лет.
Социализм с человеческим лицом
Приход к власти Дубчека был последним звеном в цепи событий на пути к "Пражской весне", уверен чешский историк Петр Блажек. До того были хрущевская оттепель в СССР, освобождение политических заключенных в ЧССР и Польше в конце 1950-х - начале 1960-х, протесты чехословацких писателей в 1967 году, а также острая необходимость в экономических реформах.
Этим, а также политическим реформам дали броское название, вызвавшее резонанс во всем мире - "социализм с человеческим лицом".
Историк Ян Адамек считает лозунг образцом удачного политического маркетинга. Ведь эта расплывчатая формулировка допускала самое широкое толкование: от "гуманной" коммунистической диктатуры до либеральной демократии с социалистическими элементами.
Конец цензуры
Одним из самых радикальных нововведений Дубчека стала в апреле 1968 года отмена цензуры. Эффект был, однако, двойственный. "Когда вы даете людям свободу слова в обществе, где до того была цензура, вы сами подвергаетесь постоянной критике, - поясняет историк Ян Адамек. - Дубчека критиковали и за то, что он слишком радикален, и за то, что он недостаточно радикален".
Пражские реформаторы не собирались (во всяком случае, на том этапе реформ) лишать коммунистическую партию руководящей роли. Однако руководство СССР, а также ГДР и Болгарии с тревогой наблюдали как за реформами сверху, так и за давлением снизу - народа Чехословакии, который хотел еще больших перемен. 21 августа 1968 года войска Варшавского договора вошли на территорию ЧССР - около миллиона солдат и офицеров: "весна" закончилась, началась советская оккупация.
Во время ввода войск и подавления протестов Марта Кубишова публично поддержала Дубчека. Она спешно записала балладу, призывавшую к миру, которая стала гимном чехословацкого сопротивления так называемой "нормализации", навязанной стране. Песню вскоре сняли с эфира, а самой певице было запрещено выступать в течение 20 лет, вплоть до 1989 года.
"Пражская весна" длилась немногим более семи месяцев. Закончилась она отменой почти всех реформ. Очень многие представители интеллигенции и молодежи эмигрировали на Запад. Но вкус свободы помог сохранить надежду на то, что коммунизму однажды наступит конец, резюмирует Марта Кубишова.
Тени прошлого
Только после крушения так называемой социалистической системы, когда в Чехии, Словакии, ГДР были открыты архивы госбезопасности, стали известны детали вторжения. Так, во время "Пражской весны" десятки агентов Штази - восточногерманского министерства госбезопасности - шпионили за чехословацкими активистами. После ввода войск Варшавского договора именно сотрудники Штази стали экспертами в преследовании инакомыслящих, интернировании самых непокорных, разгроме подпольных типографий и радиостанций.
Не так давно разразился скандал в связи с тем, что в Чехии нашли документы, свидетельствующие о сотрудничестве с госбезопасностью ЧССР нынешнего премьер-министра страны Андрея Бабиша. В начале 1980-х он, по утверждению историков, которые занимаются исследованием архивов госбезопасности, стал информатором госбезопасности под псевдонимом Буреш. Олигарх, который из-за своей предпринимательской деятельности и пророссийской позиции и так является весьма спорной фигурой в стране, подал в суд на историков за клевету. Но суд его иск отклонил.