Письмо недели

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Металлическую башню и лестницу маяка на острове Рухну спроектировал Гюстав Эйфель.
Металлическую башню и лестницу маяка на острове Рухну спроектировал Гюстав Эйфель. Фото: Лаури Кульпсоо

Чем знаменит маяк на острове Рухну

Вгазете «Postimees на русском языке» от 4 октября была опубликована статья Ксении Репсон «На эстонский остров Рухну за экзотикой». В ней упоминается, что несколько лет назад этот остров прославился тем, что туда на льдине приплыл с материка бурый медведь.

Много лет назад мне как гид­рографу приходилось часто бывать на маяках Эстонии. В том числе и на Рухну. Должен сказать, что наибольшей достопримечательностью этого острова является его маяк — один из старейших на Балтийском море.

Первый маяк на Рухну был возведен в 1646 году, так что в этом году ему исполняется 365 лет. Тот первый маяк был деревянный и простоял более 150 лет. Второй был построен в 1809 году из сосновых бревен. Последний и действующий по сей день начал свою работу 22 сентября 1877 года.

Уникальность маяка Рухну заключается в том, что его металлическую башню и лестницу в его стальной трубе спроектировал не кто иной, как французский инженер Александр Гюстав Эйфель (1832-1923).

Тот самый, знаменитый на весь мир Эйфель, по проекту которого построена в Париже башня высотой 300 метров и весом 9000 тонн для Всемирной выставки 1889 года и известная на весь мир как Эйфелева башня.

Как же получилось, что такой зна­менитый инженер вдруг стал проектировать маячную башню для маяка Рухну? Новую башню для маяка Россия заказала в 1875 го­ду на заводе Общества Forges et Chantiers de la Mediterrane в Гавре. Новая башня должна была быть с фонарным сооружением и светооптическим аппаратом.

По проекту Эйфеля башня представляла собой трубу диаметром два метра, внутри которой была винтовая лестница. Снаружи башню поддерживают четыре железные опоры, соединенные с центральным цилинд­ром горизонтальными связками.

Наверху башни находилась сторожевая комната с тамбуром и камином, обшитая внутри деревом, а выше размещалось фонарное сооружение. Для подъема грузов в башне имелось специальное устройство.

В 1877 году строительство башни на горе Хохберг было закончено. Эта башня — одна из самых дешевых моделей, но прекрасно служит мореплавателям.

В 1918 году маяк оказался в районе боевых действий и был частично разрушен. Временно наверху маяка было устроено небольшое помещение с ацетиленовым фонарем на крыше. После полного ремонта маяка в 1937 году была восстановлена его прежняя форма и окраска.

По решению Международной организации маяков и морских знаков (IALA) шесть эстонских маяков — Кыпу, Рухну, Тахкуна, Пакри, Суурупи Передний и Кери взяты под охрану как памятники культурного наследия. Эстония может и должна гордиться своими маяками.
История маяков уходит в глубокую древность. Историки считают, что они появились вместе с зарождением мореплавания, то есть более шести тысяч лет назад.

В 283 году до н.э. по приказу египетского царя Птолемея греческий зодчий Сострат Книдский соорудил знаменитый Александ­рийский маяк. Маяк состоял из трех башен, поставленных одна на другую. Верхная башня — круглая, с куполом, установленным на гранитных колоннах, была увенчана восьмиметровой бронзовой фигурой покровителя морей Посейдона.

На верхушке башни в бронзовой чаше постоянно тлел древесный уголь, по другим данным, там сжигали древесную смолу и масло. Это первая башня с сигнальным огнем в истории судоходства. Свет фокусировался и отражался вогнутым зеркалом.

Это мощное излучение и смелая конструкция башни и явились причиной того, что Александрийский маяк был причислен к «Семи чудесам света». Маяк простоял около 1500 лет. В 796 году он был разрушен землетрясением.

Сейчас считается, что век мая­ков подходит к концу, учитывая появление спутниковой навигации с высокой точностью определения места нахождения судна. А маяки будут выполнять лишь роль дублирующего средства для безопасного мореплавания. Если это случится, то наша задача — сохранить маяки как памятники культурного наследия.

Владимир Божич, гидрограф

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх