Cообщи

Тайная жизнь руководителя секретного отдела полиции (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Личность Ильмара Вяхи в уголовном розыске является тайной из-за секретности его работы. Поэтому его можно найти только на фотографиях со спортивных мероприятий. Например, тут он смотрит в камеру во время забега SEB, прошедшего в 2017 году.
Личность Ильмара Вяхи в уголовном розыске является тайной из-за секретности его работы. Поэтому его можно найти только на фотографиях со спортивных мероприятий. Например, тут он смотрит в камеру во время забега SEB, прошедшего в 2017 году. Фото: Adam Illingworth/Sportfoto

Весной этого года уголовный розыск оказался поставленным перед весьма неприятным фактом: капитан полиции Ильмар Вяхи, один из самых опытных и обладавших безупречной репутацией организаторов сверхсекретных оперативных мероприятий, оказался под следствием, пишет Postimees.

Работа бывшего наркополицейского в течение многих лет заключалась в организации задержания преступников и сборе доказательств для прокуратуры. Он занимался этим в Таллинне, Тарту и Пярну. В Ляэнеской префектуре, где Вяхи служил в последние годы, через него проходили все секретные операции уголовного розыска.

Однако прошлой весной объектом уголовного расследования оказался сам Вяхи. Анализ бюро внутреннего контроля полиции показал, что он мог разглашать секретную оперативную информацию и делать это таким образом, что «обмен информацией» не был согласован ни с кем другим - ни с полицией, ни с прокуратурой.

Руководивший расследованием уголовного дела, возбужденного в отношении тогдашнего руководителя секретной оперативной службы Ляэнеской префектуры Вяхи, государственный прокурор Свен-Христо Эвестус сообщил, что это был вызов для следственной группы: сбор доказательств в случае Вяхи был крайне затруднительным. Профессионал Вяхи прекрасно знал, как не попасться собственным коллегам. Но нужно было попытаться.

Прямые контакты с представителями уголовного мира

И хотя дело об утечке государственной тайны, попадавшую в оперативную информацию уголовного розыска, должна была бы расследовать Полиция безопасности, Эвестус решил оставить его в производстве внутреннего контроля полиции. «Информация ведь поступила от них», - объясняет он.

Следствие длилось целый год, но внутренний контроль справился с поставленной перед ним задачей.

Сорокалетний Вяхи, как ему казалось, исключил все возможности прослушивания, не использовал каналы связи, которые можно было привязать к нему, но в итоге сыщики все же поняли, с кем он поддерживает незаконные отношения. Одним оказался его бывший коллега-полицейский, занимавшийся мошенничеством в области страхования, а вторым – человек, находящийся в постоянной орбите интересов полиции.

Время от времени Вяхи даже встречался с ними. Сотрудники следственной группы зафиксировали такие встречи в Пярну и в Харьюмаа. Это обычная часть работы уголовного розыска – общение с источниками, но эти люди не являлись агентами полиции.

В ходе прослушивания одного из телефонных звонков был записан разговор, во время которого Вяхи поделился со своим знакомым страховщиком информацией, являвшейся государственной тайной. Это уже был настоящий успех, но этого было недостаточно для перехода на уровень официального расследования.

И тут произошло то, что полицейских с одной стороны испугало, а с другой - обрадовало: им удалось подслушать разговор начальника оперативного отдела с известным в местном уголовном мире человеком.

Причиной испуга послужило то, что во время этого разговора Вяхи щедро делился секретной оперативной информацией: за кем угрозыск планирует установить слежку, какие сведения он надеется получить и так далее.

Всего Вяхи выдал информацию по шести уголовным эпизодам. Все они касались трех уголовных дел, находящихся в производстве Ляэнеской префектуры: два были возбуждены по имущественным преступлениям, третье - связано с организованной преступностью. Ниточки всех трех дел вели к одной и той же компании.

Поначалу сыщикам пришлось скрывать свою осведомленность о деятельности Вяхи. Нужно было зафиксировать, куда и кому переданная капитаном информация попадет в итоге и каким целям служит.

«Однако этого мы так не узнали, - говорит государственный прокурор Эвестут. – Возможно, эта информация так и осталась невостребованной».

Как руководитель оперативного отдела Вяхи в профессиональном смысле совершил преступление. Через год полицейские зафиксировали, как руководитель отдела добрался до вещественного доказательства, – какого именно, прокурор не разглашает, поскольку расследование по этому делу еще продолжается - перенес его в другое место и сообщил о "находке" коллегам.

Для чего это было нужно, сыщики надеялись услышать во время допроса подозреваемого. Но этот момент пришлось отложить, поскольку будучи серьезным спортсменом весной Вяхи на несколько недель уехал в отпуск в зарубежный лагерь. Сыщикам пришлось ждать его возвращения на родину.

Вяхи задержали дома 4 мая, когда он после отпуска собирался на работу. По иронии судьбы, в его мобильном телефоне нашли крайне важное доказательство – сохраненный на приватном канале разговор, для прослушивания которого у следственных органов не было даже теоретической возможности. Как практик, он должен был знать, что такие разговоры следует удалять, но почему-то этого не сделал.

Задержание Вяхи стало настоящим шоком для его коллег в Ляэнеской префектуре и других подразделениях полиции. Многие считали, что это недоразумение или неверная интерпретация обмена информацией.

Однако Вяхи не стремился ни подтверждать, ни опровергать подозрения. Он вообще отказался объяснять произошедшее, использовав свое право не давать показания.

«Именно поэтому в этой истории осталось очень много вопросов, ответы на которые знает только сам Ильмар Вяхи», - сказал ведущий государственный прокурор Эвестус.

Так, без ответа остались вопросы, почему и в чью пользу руководитель оперативного отдела делился оперативной информацией: «По крайней мере, следствие не установило, что он получал за это материальное вознаграждение. Также ничего невозможного не показало сравнение его доходов и образа жизни».

Дюжина эпизодов преступлений

Получившие от Вяхи информацию, защищенную грифом государственной тайны, его знакомый из криминального мира и бывший коллега из полиции отрицали незаконные контакты с капитаном полиции Вяхи. «Это можно понять, поскольку они же не знали тогда, какую информацию мы собрали», - говорит Эвестус.

Сейчас получивший информацию от Вяхи -бывший полицейский сам находится под следствием по подозрению в ведении частной оперативной деятельности. Капитану же полиции в итоге предъявили обвинение по 12 эпизодам: одном разглашении государственной тайны, шести аналогичных действиях, ставящих под угрозу расследование уголовных дел, в пяти случаях фальсификации доказательств и одном его перемещении.

По словам ведущего государственного прокурора Эвестуса, преступная деятельность капитана полиции Вяхи не была спровоцирована каким-то критическим моментом в его жизни, она была умышленной и длилась годами. Только во время следствия она продолжалась в течение целого года – с весны 2017 года до весны нынешнего.

Государственная прокуратура уже готовилась к полноценному судебному процессу в порядке общего производства, как в буквальном смысле слова в последний день Вяхи выразил желание заключить договор, что означает полное признание им вины.

В начале августа суд приговор опытного оперативника к трем годам лишения свободы, из которых реально ему нужно отбыть шесть месяцев. Вяхи выйдет из тюрьмы в ноябре.

Наверх