Жестко - не значит жестоко, или В ресторан - со своим респиратором (5)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Sander Ilvest / Postimees

Это было совсем не похоже на то, как происходит задержание опасных преступников в кино. Там полиция или секьюрити действуют жёстко и быстро, упаковывая правонарушителя в считанные секунды – так, что публика не успевает даже испугаться…

Впрочем, самое начало конфликта тоже как-то не всем бросилось в глаза. По крайней мере, сидевшие поодаль посетители паба поняли, что что-то происходит, только когда раздался громкий крик, затем – недолгая возня, словно группа грузчиков выносит громоздкую мебель. А вот затем…

Мы с товарищем в некотором недоумении смотрели на происходящее, пока и до нас не дошло – в самом буквальном смысле. Дошло невидимое, но более чем ощутимое нашими носоглотками облако газа.

Сначала те, кто сидел ближе к входу – где, собственно, и находился эпицентр скандала, – а затем и занимавшие столики поодаль, стали натужно кашлять и по очереди, концентрическими кругами, которые расширялись вглубь зала, поспешно покидать помещение.

А город подумал – ученья идут…

Объяснимся. Ранний субботний вечер, где-то между пятью и шестью часами. Погода не слишком благоприятствует пляжному отдыху, временами даже принимается – правда, без фанатизма – накрапывать дождик. Так что можно немного отдохнуть от уже поднадоевшей жары и посидеть в каком-нибудь уютном заведении, выпить по кружке пива…

Как мы с давним товарищем и коллегой и решили поступить. Наш выбор пал на Vana Villemi Pubi, что в одном из современных роскошных кварталов по Тартускому шоссе в Таллинне.

Мы заняли столик на двоих возле боковой стенки зала. За соседним столом у окна через какое-то время расположилась компания человек из семи-восьми, состоявшая явно не только из местных жителей, поскольку слышалась и английская речь. Поодаль, ближе к входу, обедала молодая семья с детьми, по внешнему виду и поведению – дошкольного или младшего школьного возраста.

По другую сторону от входа тоже сидели вполне спокойные и адекватные группы и группки. То есть публика вполне респектабельная.

И вот вся эта публика устремилась к выходу. Мы с товарищем в некотором недоумении смотрели на происходящее, пока и до нас не дошло – в самом буквальном смысле. Дошло невидимое, но более чем ощутимое нашими носоглотками облако газа.

Дальнейшее – «реконструкция событий», частично по собственным ощущениям, частично – со слов обслуживавшей нас официантки.

Оба дебошира лежали на тротуаре в двух шагах от входа, и каждого из них по частям, включая лицо, прижимали к асфальту по трое крепких ребят в униформе

Виновниками происшествия оказались двое подвыпивших парней. Один из них, зайдя в паб, потребовал налить ему чего-нибудь покрепче. Бармен отказал на том основании, что посетитель и так сильно навеселе. Тогда подошёл второй парень – «на подмогу» своему другу. Нарастал конфликт, и, судя по всему, кто-то из персонала вызвал охранников фирмы G4S. Именно её эмблема была на униформе прибывшей (надо признать, очень быстро) «группы товарищей». Один из секьюрити и применил – в помещении, где находилась гражданская публика – газ из баллончика.

Я не специалист в отравляющих веществах. Видимо, это было так называемое вещество раздражающего действия. Именно оно и вызвало тот самый крик, который привлёк к происходящему уже общее внимание. Но и тогда ещё не все поняли, что именно случилось, спокойно продолжая застолье. И только когда газ стал распространяться по залу, люди засуетились…

Деловито и без лишней торопливости

Выбегавших на улицу посетителей паба ждала картина, которую, уверен, большинство из них если и видели, то в кино или по телевизору. Оба дебошира лежали на тротуаре в двух шагах от входа, и каждого из них по частям, включая лицо, прижимали к асфальту по трое крепких ребят в униформе G4S.

К действиям охранников у меня в принципе претензий нет. Кроме одной, но самой важной. А именно: предусмотрено ли инструкциями, существующими для подобных ситуаций, право охранников применять в закрытых помещениях отравляющие боевые вещества?

Применять в непосредственной близости от никак не причастных к инциденту посторонних людей, мирных посетителей данного заведения.

Да, конфликт был ликвидирован, фактически не начавшись, за что бойцы G4S заслуживают всяческого одобрения. Но какой ценой? Вернуться в зал люди смогли лишь спустя примерно полчаса. За это время несколько компаний, либо прервав, либо так и не начав приятное вечернее времяпрепровождение, покинули паб. И по крайней мере в одной из них – той, где были и англоговорящие гости столицы, – женщина так и не смогла унять сотрясавший её кашель. Что с ней было дальше – неизвестно, поскольку вся группа быстро удалилась в сторону центра города. Судя по донёсшимся до нас обрывкам их разговора, речь шла о том, сможет ли она сама дойти до неотложки, или надо вызвать скорую помощь…

Есть и другие вопросы.

Например, сцена с прижатыми к асфальту и полностью обездвиженными виновниками инцидента продолжалась около получаса. Наконец, прибыли два полицейские экипажа на автомобилях с мигалками. Подумалось, что вот сейчас незадачливых пьяниц упакуют и увезут с глаз долой. Но «маски-шоу» (правда, без масок) продолжалось на глазах у почтеннейшей публики. Пока, наконец, эта публика не стала расходиться – кто к своим уже остывшим бифштексам и выдохшемуся пиву, а кто и вовсе «на выход». И только после этого, снова включив мигалки, полиция отчалила от входа в паб, увозя в каждом авто по одному нарушителю правопорядка. Персональные, так сказать, лимузины…

Спрашивается: разве в «инструментарий» сотрудников секьюрити не входят наручники? Хотя бы пластиковые, которые широко применялись, как мы помним, в ходе бронзовых ночей. Во всяком случае, все эти полчаса руки нарушителей порядка прижимали к асфальту именно охранники – по одному за каждую руку. И только прибывшие полицейские неторопливо надели им поочерёдно металлические «браслеты».

Я согласен, что в таких ситуациях стражи порядка должны действовать быстро и жёстко. Но жёстко – не значит жестоко. А описанная сцена, длившаяся более получаса на виду у посетителей паба и случайных прохожих, это уже не просто жёстко. Это было ещё и унизительно. И для самих задержанных, и, по большому счёту, для «зрителей». Похоже, именно так и было задумано…

Комментарий G4S:

25 августа в 17.34 в центр управления G4S поступило сообщение из Vana Villemi Pubi. На место выехали два патруля G4S. В ресторане были два агрессивных человека, которые не хотели оплачивать счет и попытались скрыться. 

Когда сотрудники G4S помешали им сбежать, мужчины оказали сопротивление и напали на охранников. В ответ на это охранники применили газ в целях самозащиты, задержали нарушителей и надели на них наручники. На место вызвали полицию, сотрудникам которой передали правонарушителей, отказавшихся оплачивать счет и напавших на охранников.

Охранник имеет право применить специальные средства в целях самозащиты, если на него напали и он чувствует угрозу своей жизни и здоровью.

Охранники применили баллончик с гелевым типом распыления. По информации наших сотрудников, в результате никто не пострадал, в G4S ни одной претензии на действия охранников не поступило.

Гелевый тип распыления означает, что вещество выходит из баллончика в форме геля. Его можно использовать в помещениях, так как при его применении не образуется газовое облако, которое распространилось бы на других людей. 

Наверх