Говорят, у учителей низкие зарплаты. Может быть, но есть и другие цифры, достойные внимания. Так, начиная с 1998 года соотношение численности учащихся и учителей постоянно сокращалось. Количество учеников по отношению к одному учителю, работающему на полную ставку, изменилось с 18,7 до 12,2 ученика. По сути, производительность труда учителей резко упала.
Микк Салу: комфортная жизнь учителя
Я уже слышу возражения, что это вам не сапожная фабрика, к этому делу нельзя подходить с таким аршином. Но как же тогда быть? Ведь ото всех в Эстонии мы требует повышения производительности труда. Якобы только так и можно улучшить нашу жизнь. Если бы на предприятии происходил такой же спад производительности, такая фирма давно бы исчезла, а ее работники были бы уволены. Но уволить учителей трудно.
У этой профессии есть минусы (зарплата), но есть и плюсы: длинные отпуска, отсутствие угрозы потерять работу, и конкуренции нет. Да, если ты напрягаешься изо всех сил, чтобы стать лучшим учителем, на твоей зарплате это особо не отражается. Карьерного роста нет. Но с другой стороны, такая работа предлагает комфортное существование.
Я согласен платить учителям больше, но не всем подряд. Есть хорошие, есть плохие учителя, есть среднячки. Есть те, кто заслуживает большего, те, кому вполне достаточно и нынешней зарплаты, и те, кто должен быть счастлив, что вообще что-то зарабатывает.
Общество не может бесконечно пребывать в таком состоянии, что одной его части (частному сектору) приходится постоянно напрягаться, выжимать из того же ресурса как можно больше, повышать производительность своего труда, а другая посвистывает себе и решает проблемы, митингуя на Тоомпеа.
Нынешняя система жесткая и не любит изменений. Сами учителя в своих профсоюзах выступают за конформизм и устойчивость системы. Вот только денег бы хотелось побольше. Ни в одной другой сфере жизнедеятельности всего и сразу не получишь, точно так же и в образовании, такой подход не может обеспечить жизнеспособность в долгосрочной перспективе.
Поэтому вопрос зарплаты учителей нельзя отделять от других тем. Во-первых, сокращение в Эстонии количества школ (и одновременно учителей) — система образования не может игнорировать демографических изменений.
Во-вторых, стоит подумать о ликвидации ограничений по численности учеников в классе. Разговоры о том, что маленькие классы обеспечивают лучшую успеваемость, — это миф, не подтвержденный исследованиями в других странах.
И в-третьих, следует отпустить требования к квалификации учителей, предоставить руководителям школ большие полномочия для приема учителей на работу, а также их увольнения и назначения зарплат.
В итоге это означало бы уменьшение (при улучшении качества) школ, а также уменьшение количества (при улучшении качества) учителей.