В поддержке западных демократических стран нуждаются все страны арабской весны.
Завершение миссии
В пятницу НАТО заявило о том, что на следующей неделе завершит продолжавшуюся полгода миссию в Ливии, которую следует признать более успешной, чем ожидалось. Критерием успеха являются не только сроки.
Не менее важно то, что диктатор, дольше всех в арабском мире находившийся у власти, был свергнут без введения в страну пехоты. Тем самым операцию в Ливии можно считать новым типом военного вмешательства.
Правда, Ливия предложила НАТО продлить операцию до конца года. Дело в том, что в общем и целом завершившаяся война может продолжиться в виде внутреннего конфликта, нельзя исключить вероятности терактов как против Ливии, так и против участвовавших в операции стран. С ливийских складов исчезли тысячи ракет и другое вооружение, что создает дополнительный риск.
И хотя можно понять желание Ливии, чтобы до полного завершения военных действий кто-то держал над ее головой зонт безопасности, в долгосрочной перспективе трудно найти основания для дальнейшего пребывания войск НАТО в независимом государстве с суверенным правительством.
Целью переходного правительства Ливии должны стать свободные выборы, с чем прямо связано обеспечение доверия со стороны народа. Но главной задачей остаются работы по восстановлению страны. Помимо того, что этого требует ситуация, такая деятельность станет самым наглядным способом продемонстрировать жителям Ливии, что в стране есть работающее правительство.
Ливия не может жаловаться на безденежье. У нее есть газ и нефть, Ливия уже провела переговоры с работавшей в этом регионе еще с довоенных времен Европейской энергетической компанией, чтобы найти возможность экспортировать свои полезные ископаемые, поскольку необходимо реанимировать нефтяную промышленность, прекратившую свою деятельность во время войны.
Энергоресурсы являются одним из наиболее ценных достояний Ливии в глазах Европы: 85 процентов добытой в Ливии нефти отправлялось в Европу, что составляло примерно
10 процентов от общего объема нефтяного импорта ЕС.
Хотя НАТО уходит, это вовсе не означает, что международные организации больше не смогут ничего предпринять для обеспечения стабильности в этом регионе мира. В поддержке со стороны демократического мира, теперь уже не в форме непосредственного военного вмешательства, по-прежнему нуждаются все страны, вдохновленные арабской весной.
Доверие к западным странам среди жителей Ливии не столь велико, как к местным, региональным организациям. Обеспечение легитимности своей деятельности объясняет, почему НАТО привлекло к участию в операции арабские страны.
Таким образом, в отличие, например, от ситуации в Афганистане или в Ираке, военная операция в Ливии не воспринималась как очередная война западного мира против мусульманской страны.