/nginx/o/2008/10/31/88591t1hcdc6.jpg)
Рийгикогу рассматривает совместное предложение силовых министров, которое позволило бы дополнительно использовать Силы обороны и Кайтселийт при чрезвычайных обстоятельствах, подобных «бронзовой ночи», и для охраны важных объектов.
Идею министра юстиции Рейна Ланга, министра внутренних дел Юри Пихла и министра обороны Яака Аавиксоо, еще в сентябре представленную в парламенте, в минувший понедельник поддержала правовая комиссия Рийгикогу, проголосовавшая за внесение соответствующего пакета предложений и в проект закона об охране правопорядка.
Ланг, комментируя предложение, был немногословен. «Цель та же, что и в Германии. Если, например, во время визита высокого зарубежного гостя потребуется привлечь армию, добавить к этому нечего», — сообщил он, отказавшись от дальнейших комментариев.
Опыт уже имеется
По словам начальника отдела оповещения Генштаба Сил обороны Пеэтера Тали, военная полиция уже участвовала в охране высоких зарубежных гостей вместе с полицией. В случае необходимости, по его словам, военные справятся и с охраной посольств или иных важных объектов, но чтобы наложить на них эту обязанность, требуется принять соответствующие законы и правовые акты.
Кроме того, необходимо приобрести соответствующее снаряжение и организовать обучение людей. Сейчас, по словам Тали, перед Силами обороны такой задачи не стоит, поэтому армия с ней бы и не справилась.
Если Рийгикогу узаконит новый порядок, дающий право использовать армию «для выполнения задач по охране порядка в качестве вспомогательной силы других органов правопорядка», это будет означать буквально прорыв в юриспруденции.
Только во время ЧП
Действующий порядок позволяет выводить армию на улицу только во время чрезвычайного положения в случае угрозы конституционному порядку Эстонии. Чрезвычайное положение в настоящее время может объявить только президент по собственной инициативе или по предложению правительства. Сейчас солдат можно привлекать к спасательным и экстренным вспомогательным работам; Кайтселийт в определенных случаях может сотрудничать с полицией, спасателями и пограничниками.
Вооруженные силы запрещено использовать при защите общественного порядка в том случае, если требуется применить «непосредственное принуждение». Это было одной из причин, почему в помощь полиции не были призваны ни армия, ни Кайтселийт для подавления бесчинствовавших людей во время «бронзовой ночи».
Авторы поправок мотивируют перелом изменившимся миром и необходимостью экономии. «Современное положение с безопасностью в Эстонии и остальном мире диктует необходимость в более широких возможностях привлечения армии в отражении опасностей, угрожающих внутренней безопасности государства», — указывают они в объяснительной записке на размывающуюся границу внутренних и внешних угроз.
Многие другие государства под влиянием международного терроризма пересматривают свои концепции гособороны, в последние годы они создали дополнительные возможности по применению вооруженных сил в обеспечении внутренней безопасности.
«Эстония как маленькое государство с ограниченными ресурсами должна экономно использовать все имеющиеся средства обеспечения безопасности», — приводят авторы второй аргумент.
О крайней чувствительности этой темы свидетельствует уже то, что в отношении предложений, втихомолку поступивших из правительства, осенью шли долгие дискуссии в правовой комиссии и в комиссии по гособороне Рийгикогу.
Однако во время обсуждения проекта закона об охране порядка на пленарном заседании Рийгикогу критически высказался лишь председатель конституционной комиссии Вяйно Линде.
«Я разделяю точку зрения, что возможно ли вообще в мирное время, т.е. если не объявлено чрезвычайное положение, привлекать армию для выполнения внутренней функции? Полагаю, что государству следует решать эти вопросы другим способом», — сказал реформист Линде.
Роль парламента
В центре дискуссии — вопрос парламентарного контроля. По инициативе депутатов в проект внесено положение, согласно которому о решении использовать Кайтселийт или армию следует немедленно информировать президента, правление Рийгикогу и председателя комиссии по гособороне.
Член правовой комиссии Ханно Певкур, представивший проект, указал на замечание канцлера права Индрека Тедера о том, что парламент мог бы «задним числом, так сказать, санкционировать» разрешение, предоставляемое Силам обороны, либо вовсе не делать этого.
Правительство вообще вывело бы из игры Рийгикогу и президента, так как это якобы является препятствием для оперативных действий. Согласно проекту, предложение об использовании армии или Кайтселийта вносит министр внутренних дел по согласованию с МВД.
Окончательное решение выносится правительством, т.е. на высшем уровне исполнительной власти, чему сопутствует и политическая ответственность за возможные последствия.
«Роль президента, вытекающая из Конституции, как главнокомандующего Силами гособороны носит прежде всего символический характер», — правительство не видит необходимости в привлечении главы правительства к процессу принятия решений.
Так как второе чтение проекта Минюста было прервано, то прения будут продолжены.
Основание для использования военных
Силы обороны или Кайтселийт можно привлекать в следующих случаях:
• для предупреждения и отражения преступлений, связанных с терроризмом, которые приведены в Пенитенциарном кодексе
• для предупреждения или отражения опасности, угрожающей жизни или физической неприкосновенности лица, имеющего международную защиту
• для предупреждения или отражения опасности, угрожающей жизненно важному или имеющему высокий риск физического нападения объекту (имеется в виду строения предприятий энергоснабжения, водоснабжения и связи, а также гарантированные госучреждения)
• при временном ограничении или приостановке пересечения государственной границы
• Кайтселийт или армию можно использовать только в том случае, если полиция, погранохрана или полиция безопасности не в состоянии эффективно исполнять свои задачи.
Источник: проект закона об охране порядка и объяснительная записка
к предложениям о поправках