Россия стремится снизить зависимость страны от нефти и газа, одним из рычагов для осуществления этого президент России Дмитрий Медведев рассматривает превращение Москвы в международный финансовый центр.
Россия хочет превратить Москву в финансовый центр
В прошлую пятницу в Москву прибыла тяжелая артиллерия Уолл-стрита в лице его инвестиционных банкиров.
Председатель совета Citigroup Ричард Парсонс, исполнительный руководитель JP Morgan Chase Джеймс Даймон, руководитель одного из крупнейших частных фондов Blackstone Group Стивен Шварцман на проходившей в головном офисе «Сбербанка» встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым рассказали ему, как превратить Москву в один из мировых финансовых центров. Глава Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн участвовал в совещании с помощью видеосвязи, пишет The Wall Street Journal.
Выступили с проектами
В ходе встречи банкиры внесли более десятка предложений, как разрешить основные проблемы, которые настораживают иностранных инвесторов и мешают инвестировать в Россию. Среди этих проблем доминирование Кремля в экономике, вызывающая вопросы правовая система и плохая репутация страны в финансовых кругах.
«На самом деле фонды боятся вкладывать сюда деньги, и это проблема, которую надо решить, — заявил Шварцман Медведеву. — Необходимо решить это таким образом, чтобы инвесторы, которые привезли сюда деньги, могли бы их и нормально вывезти».
Более недипломатические высказывания руководителям России пришлось выслушать на посвященном реформам совещании на высшем уровне в середине сентября. По сообщению агентства Reuters, самым важным посланием, которое хотели донести до российских руководителей инвесторы и бизнесмены, было — прекратите воровство. Участники имели в виду процветающую в стране коррупцию и слишком большую долю теневой экономики.
Для того, чтобы снизить зависимость государства от экспорта нефти, газа, металлов и древесины, несколько лет назад в РФ приоритетными направлениями развития страны были объявлены модернизация и инновация. Для достижения поставленных целей Кремль сам выступил с несколькими проектами. Так, под Москвой в Сколково по примеру калифорнийской Силиконовой долины в США создается инновационный центр.
Одной из частей этого плана является и превращение Москвы в международный финансовый центр. «Мы научились строить театры — я надеюсь, что мы способны создать и международный финансовый центр», — заявил на встрече в пятницу Медведев, символично играя с iPad. Банкиров пригласили также на гала-концерт по поводу открытия после ремонта Большого театра.
Хотя акции российских предприятий весьма популярны во всем мире, торгуют ими большей частью не России, а Лондоне и на других мировых биржах. В государстве отсутствует система пенсионных фондов, нет приличного рынка капитала и даже центрального депозитария ценных бумаг, почему многие крупные инвестиционные фонды и не могут инвестировать в Россию.
Длинный путь
Все это показывает, что для достижения желаемых результатов надо пройти очень длинный путь. В сентябрьском рейтинге международных финансовых центров, обнародованном находящимся в Лондоне аналитическим центром Z/Yen, Москва занимает 61-е место.
Кстати, Таллинн там занимает 67-е место из 75, опережая тем самым Санкт-Петербург, Будапешт и Афины. По сравнению с рейтингом трехлетней давности и Москва, и Таллинн поднялись на семь позиций.
Руководитель фонда российских акций Swedbank Силле Петтай сообщила Postimees, что считает маловероятным реализацию этой идеи в течение ближайших пяти лет.
По ее словам, важнейшей предпосылкой для превращения Москвы в международный финансовый центр должен стать рост доверия местных предприятий к государству, а также то, что для хранения средств предприятия предпочтут российские банки швейцарским, а акции будут нотировать в Москве, а не в Лондоне.
Кроме того, не следует забывать, что концепция финансового центра охватывает не только законодательство и бизнес-культуру, но и реальную среду, в которой приходится действовать западным инвесторам, понятие которой включает и современную инфраструктуру, которая начинается с аэропорта и заканчивается отелем.
Один из советов банкиров заключался в том, чтобы РФ быстро продала госимущество в частные руки, но не называла это приватизацией, поскольку это сразу напомнит людям 1990-е годы, когда советское госимущество перешло в руки близких к Кремлю олигархов.