Кения — рай для наших легкоатлетов

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
«Люди знают здесь Эстонию лучше, чем Францию или Испанию. Нередко во время тренировок слышишь: «Hello, Estonia!» Нам даже не нужно носить для этого соответствующую экипировку», — сказал Тийдрек Нурме, запечатленный на снимке вместе с Екатериной Патюк и спортсменами, с которыми они тренируются.
«Люди знают здесь Эстонию лучше, чем Францию или Испанию. Нередко во время тренировок слышишь: «Hello, Estonia!» Нам даже не нужно носить для этого соответствующую экипировку», — сказал Тийдрек Нурме, запечатленный на снимке вместе с Екатериной Патюк и спортсменами, с которыми они тренируются. Фото: Частный архив

Пятница, полдень в городке Итен. Двое кенийских спортсменов сверкают белозубыми улыбками. У них был законный повод для радости — эстонские легкоатлеты Тийдрек Нурме и Екатерина Патюк только что заплатили им деньги.

Нет, Нурме и Патюк не занимаются в Кении в тренировочном спортивном лагере нелегальным бизнесом. Они вообще не занимаются ничем противозаконным. «Просто у нас партнеры по тренировкам работают по найму», — пояснил Нурме, который каждую неделю платит своему напарнику не менее десяти евро.

За эти деньги кенийцы участвуют во всех тренировках — и утренних, и послеобеденных — эстонских спортсменов. Хоть и жалуются на строгий режим, но от занятий не отлынивают. «Мы платим им из собственного кармана, из бюджета, предусмотренного на сборы. Как минимум десять евро, ино­гда чуть больше, — пояснил Нурме и, подмигнув, добавил: — Как раз сегодня у них был день получки!»

Неожиданная встреча
Оплачиваемые тренировки с кенийцами выгодны обеим сторонам. Эстонские спортсмены имеют возможность развиваться, местные жители зарабатывают деньги, так что выигрывают все. «Оба наших партнера по тренировкам — мужчины. У моего партнера примерно такой же уровень, как у меня, партнер Катин намного сильнее, чем она», — сказал Нурме. Спортсмена, с которым тренируется Тийдрек Нурме, зовут Киплагат, он представляет клуб Катара.

Нашел его Нурме, можно сказать, случайно, по дороге из города Доха в Найроби. «В аэропорту я обратил внимание на сухощавого кенийца, занимающегося, судя по его об­­лику, бегом.

Подошел к не­му, мы разговорились. Оказа­лось, что он направляется туда же, куда и мы, живет в ки­ло­метре от спортивного лаге­ря, — сказал Нурме, припомнив забавную подробность. — Он вез с собой неработающий телевизор, который ему бесплатно дали арабы. Я поинтересовался, платят ли ему арабы за то, что он представля­ет клуб. За три недели ему зап­латили 100 долларов, ос­таль­ное обещали выслать по поч­те. При этом кениец прекрасно понимал, что обещание, скорее всего, не сдержат».

В Кении деньги имеют совсем иную ценность, для чернокожего бегуна десять евро — приличный заработок, на 40 евро можно неплохо жить целый месяц. Особенно, если учесть, что кенийские бегуны не получают деньги за то, что бегают. Им платят в основном тем, что снабжают спортивным снаряжением. Некоторые наиболее удачливые благодаря этому попадают на соревнования в Европу.

По словам Нурме, кенийские бегуны по большей части беспечно относятся к тому, что им удается заработать. «Зачастую, получив первые деньги, они отмечают это событие до тех пор, пока они не кончатся», — добавил он.

Три ломтика хлеба
«Кениец Самуэль Ванджиру, выигравший «золото» на марафонской дистанции в 2008 году на пекинской Олимпиаде, злоупотреблял алкоголем. Дело доходило до того, что он угрожал своей жене оружием, а весной этого года он при странных обстоятельствах погиб. Очень многие заражаются венерическими болезнями и умирают, — рассказал Нурме, добавив, что, конечно, бывают и исключения. — Немало и тех, кто сумел разумно распорядиться деньгами.

В Элдорете довольно много гостиниц построено знаменитыми бегунами. Поначалу мы очень удивлялись тому, что такие здания действительно принадлежат легкоатлетам».

В Кении для эстонских спортсменов, занимающихся бегом, настоящий рай. Пре­красные условия, среднегорье (повышается количество красных кровяных телец и объем крови. — Ред.), конкуренция, сравнительно невысокие цены — благодаря этим обстоятельствам 20 эстонских топ-легкоатлетов тренируются здесь в разное время.

Впрочем, цены в Кении тоже выросли. За последние четыре года тренировочный лагерь в Итене стал очень популярным, сюда съезжаются лучшие бегуны из Европы, так что эстонские легкоатлеты — не исключение.

«Мы заметно оживили местный рынок, можно сказать, вдохнули в него жизнь», — сказал Нурме, заметив, что сборы теперь обходятся дороже.

Например, гостиница сейчас стоит в три раза дороже, чем четыре года назад. Хотя деньги, по нашим меркам, небольшие — за 14 евро в день эстонские спорт­смены получают трехразовое питание. Кстати, другим гостиница обходится дороже — 21 евро.

Кормят здесь, по словам Нурме, вполне прилично. «Типичная африканская еда — мало жира и белков, много витаминов и углеводов, — уточнил он. — Хозяйка готовит нам угали (блюдо их кукурузы), макароны, различные салаты, много сои, бобовых, мало мяса. Завтраки очень скудные — три ломтика хлеба и чай. Хорошо, что захватил из Эстонии шоколад, он помогает».

Строгий режим

• На сборах в Кении эстонские легкоатлеты, по словам Тийдрека Нурме, живут по строгому режиму.
• Расписание дня: 7.30 — подъем, 8.00 — скромный завтрак, 9.00-12.00 — тренировка, 13.00 — обед, 14.00-16.00 — сон,
с 17.00-18.30 — тренировка, 19.00 — ужин, 22.00 — отбой.
• После ужина у спортсменов свободное время. «По вечерам общаюсь с женой по Skype, хожу в церковь, учусь, иногда пишу в своем блоге», — сказал Нурме.
• С 2007 года эстонские бегуны 47 раз бывали в тренировочном лагере в Итене. С осени 2007 года в Итене побывали 20 лучших эстонских бегунов, а также три тренера.

Ключевые слова

Наверх