Опрошенные Postimees ученые-экономисты и аналитики считают, что смягчение в отношении внутренней и трудовой миграции значительно улучшило бы ситуацию с нехваткой рабочей силы, но в долгосрочной перспективе такое решение они видят далеко небезоблачным.
Дешевая иностранная рабочая сила – быстрое, но не лучшее решение
По словам экономического советника президента Хейдо Витсура, на проблемы рынка рабочей силы нужно смотреть с двух сторон: «Одна из них касается самих предпринимателей, которые и впредь хотят делать то, что они делали всегда. Вторая относится к большей части населения, которое против значительного количества иностранцев». По словам Витсура, иммиграция, конечно, смягчила бы проблемы рынка труда, но он уверен, что большая часть населения против этого, и политики должны с этим считаться: для предпринимателей это означает, что они должны реорганизовать свою деятельность и вывести часть бизнеса из Эстонии.
Докторант факультета экономики Эрик Ару говорит, что единственным быстрым решением является ввоз иностранных работников с низкими зарплатами: «Хотелось бы посмотреть, какая политическая сила на это решится». Однако считает он, государство могло бы сейчас притормозить рост зарплат в общественном секторе: «Кто сказал, что государственный кусок должен быть жирным?» В длительной перспективе, по оценке Ару, обязательно нужно что-то предпринять в сфере образования: «Я не особо верю в разговоры о том, что в Эстонии идет излишняя подготовка так называемых мягких специалистов. Не каждый деятель культуры работает по специальности, но не нужно мне говорить о том, что это образование ничего ему не дало».
Преподаватель Тартуского университета Виктор Трасберг, прежде всего, говорит, что использование словосочетания «рабочие руки» в отношении работников – это дискриминация и обесценивание: «Жители Эстонии работают головой, сердцем, а иногда и руками, но они не рабочие руки, не рабочие подметки и не рабочие задницы». По словам Трасберга, в нашем экономическом пространстве нет нехватки рабочей силы: «Эстония находится в едином рынке, где имеется более 350 миллионов работников, и нам этого хватит. Проблема - в наших маленьких зарплатах и дешевой продукции». Он считает, что государству нужно избежать разрешения на ввоз дешевой рабочей силы: «Если эстонская фирма не может содержать свою лавочку, потому что не платит зарплаты, пусть закроет ее. Временные работники без корней из дешевых стран уничтожат наше общество, а не увеличат его богатство».
Трудовые отношения обновляются
Экономист Банка Эстонии Орсолия Соосаар обращает внимание на то, что в обеспокоенности работодателей по поводу нехватки рабочей силы есть два компонента: один обусловлен экономическим циклом, а второй больше исходит из структурных факторов, например, сокращения численности молодых людей, выходящих на рынок труда: «В процессе экономического цикла ожидаемо, что спрос на рабочую силу увеличится. Во время экономического спада много свободной рабочей силы, предприниматели не хотят никого брать на работу, а если хотят, то есть много кандидатов. А когда наступают хорошие времена, безработица незначительная и есть спрос, хотят расширяться, но рабочая сила ограничивает. За хорошими в экономике следуют плохие времена, и это нужно учитывать, принимая политические решения».
С точки зрения предприятий, увеличение иммиграции из третьих стран решило бы проблему быстро, отмечает Соосаар: «Но принимая такое решение, нужно учесть и долгосрочные расходы с позиции общества: социальное страхование, интеграцию и так далее. И хотя в Эстонии социальные дотации для людей работоспособного возраста не такие прекрасные, как в Скандинавских странах, система социального страхования является солидарной: люди, зарабатывающие мало на малопроизводительных рабочих местах вносят за всю свою жизнь в нее меньший вклад, чем получают». Большей проблемой, чем нехватка рабочей силы, по ее словам, является то, что предприятия слишком мало инвестируют, а производительность растет слишком медленно.
Уйти от субподрядов
Аналитик профессиональной палаты Сийм Круселль отметил, что, к сожалению, предприятия Эстонии часто не могут платить людям желаемую ими зарплату: «Это в свою очередь связано с тем, что Эстонии больше нельзя считать страной субподрядов, но мы пока не стали и государством с высокой рабочей производительностью и большой дополнительной ценностью». До увеличения квоты на ввоз иностранной рабочей силы, по его оценке, нужно проанализировать бизнес-модели предприятия с точки зрения долгосрочной конкурентоспособности – разрешить ввоз иностранных разнорабочих в страну можно только на проектной основе и временно.
По словам лектора Эстонской высшей школы предпринимательства Mainor Тайми Эленурм, на этапе свободного движения рабочей силы и резкого роста сетевых рабочих отношений ключевой темой отбора персонала была вербовка талантов: «Но одних только талантов недостаточно, нужны и середнички – те, кто выполняют рутинную работу». Преподаватель Estonian Business School Кайре Пыдер обращает внимание на то, что во многих сферах деятельности начало преобладать так называемое исполнение микрозадач без трудовых отношений: уборщицы, свободные таксисты, продавцы по телефону. Пыдер отмечает, что в случае таких форм труда проблемой становятся выплаты по пенсионному страхованию, а также компенсации по здравоохранению и страхованию от безработицы, но если смотреть с оптимизмом, в этом можно углядеть начало полного обновления трудовых отношений.
Тоомас Тамсар: мы обманываем самих себя. Само это не пройдет
Как считает руководитель Центрального союза работодателей Тоомас Тамсар, многие партии поняли серьезность кризиса рабочей силы и возможные пути его решения, но боятся об этом говорить.
Причиной этого, по словам Тамсара, являются царящие в обществе страхи, связанные с иностранцами: «Смешивают в одну кучу зарубежных специалистов и беженцев. Но поскольку есть риск потерять какого-то избирателя из-за неудобной проблемы рабочей силы, партии избегают этой проблемы».
С этом смысле, с точки зрения Тамсара, ясно, что своими силами мы не справимся, и теперь есть лишь один вопрос: какая из партий решится это признать. «Наш первый самообман – надежда, что это как-то решится само. Давайте вспомним задачку из курса школьной математики с наполнением бассейна. Мы знаем, что за 25 лет бассейн работников сократился примерно на 120 000 человек. Если мы хотим, чтобы в бассейне была вода, то есть более-менее сохранился уровень работников, нужно попытаться перекрыть кран оттока, или хотя бы прикрутить его, и открыть другой - кран притока».
И так называемый рынок оттока, по словам Тамсара, нужно сделать менее интенсивным, хотя прекратить отъезд рабочей силы полностью невозможно: «Нам повезет, если мы сможем удержать его на нынешнем уровне». Но как добиться притока? «Рожать? Как - в действительности не знает никто. Также нельзя предположить, что решить проблему можно одной только иммиграцией. Но всеми кранами нужно заниматься так, чтобы результат был не слишком горячим и не слишком холодным, а достаточно теплым».
По оценке Центрального союза работодателей, возможными решениями могло бы быть следующее.
Реформа трудозанятости, то есть возврат на рынок труда людей с пониженной трудоспособностью. Благодаря этому мы могли бы получить почти 100 000 человек.
Пенсионная реформа, то есть повышение возраста выхода на пенсию. Это помогло бы 15 000-20 000 людей.
Сокращение количества работников общественного сектора. Сейчас работники общественного сектора составляют 21 процент от общего числа работающих. Их количество нужно сократить минимум на 20 000, а лучше - на 30 000 человек.
Трудовая миграция. Миграционная политика должна исходить, с одной стороны, из потребностей экономики и рынка труда, а с другой - из способности общества к интеграции.
Упразднение ограничения числа приезжающих специалистов (работников, получающих зарплату выше среднего), чтобы помочь их официальной работе в Эстонии.
Развитие э-резидентства. Нужно найти среди э-резидентов квалифицированную рабочую силу, можно создать биржу труда для э-резидентов, - электронную среду - которая сведет работодателей, ищущих квалифицированную рабочую силу, и э-резидентов, которые заинтересованы жить в Эстонии и начать здесь работать.
Увеличение рождаемости. Речь идет о методе с чрезвычайно длительным влиянием – на увеличение рождаемости и достижения рожденных детей работоспособного возраста потребуется минимум 30 лет.
Автоматизация.
Партии относятся к иностранной рабочей силе критически
Большая часть партий Эстонии относится к допущению в страну иностранной рабочей силы консервативно. Предпочтение отдается жестко контролируемой миграции.
Эрки Сависаар, Центристская партия
- Миграционные квоты сейчас слишком маленькие и жесткие, их нужно менять. Но, вводя изменения, нужно следить за тем, чтобы они не угрожали местным жителям. Нельзя создать ситуацию, при которой эстонцы останутся без работы, поскольку рабочую силу привозят из-за пределов страны.
- Нехватку рабочей силы помогло бы снизить и более благосклонное отношение к работе с частичной занятостью. Минимальный социальный налог нужно упразднить, чтобы у предпринимателей возник интерес брать людей на работу и на несколько часов. Я думаю, это не создаст налоговую дыру для государства, поскольку сейчас люди, желающие работать с частичной занятостью, скорее отказываются от работы или им платят зарплату в конверте, и государство не получает вообще ничего.
Кая Каллас, Партия реформ
- Прекратим взимать более высокие налоги с работающих пенсионеров и упраздним все положения законов, которые усложняют работу для пенсионеров.
- Продолжим реформу трудозанятости, чтобы вывести на рынок труда еще больше людей с особыми потребностями.
- Будем бороться с бесконтрольной миграцией. Работодатель должен позаботиться о том, чтобы работник после прекращения трудового договора покинул Эстонию.
- Общая эстоноязычная система образования. Сейчас меньше заняты те люди, которые не говорят на эстонском языке.
- Новые правила работы, отвечающие новым реалиям, обновление Закона о трудовом договоре.
Рийна Сиккут, Социал-демократическая партия
- Лучшее использование буферов рабочей силы (безработные, молодые родители, пассивные работники и так далее). Обновление знаний специалистов, поддержка работодателей при приеме на работу людей со сниженной работоспособностью.
- Снижение так называемой нагрузки по опеке: изменения системы родительского отпуска и более гибкие возможности ухода за ребенком, которые позволят объединить возможность работать и растить ребенка. Поддержка людей, ушедших с рынка труда из-за необходимости заботиться о своих пожилых или больных родственниках. Пенсии должно хватать на оплату места в доме призрения.
- Более гибкий пенсионный возраст, создание возможности работать с частичной занятостью, прежде всего, для пожилых. На порталах поиска работы нужно прекратить отбор кандидатов по возрасту.
- Лучшее применение людей с высшим образованием и хорошими знаниями. У предприятий должна быть возможность для создания "умных" рабочих мест.
Хелир-Валдор Сеэдер, «Исамаа»
- Первая задача экономики Эстонии – дать жителям Эстонии работу за разумную зарплату, а не создавать рабочие места с маленькой дополнительной ценностью, которые заполнят иммигранты.
- Снижение вмешательства государства в структуру экономики Эстонии и бизнес-модели предприятий. Смягчение квот на ввоз рабочей силы – это деформация рынка, которую мы не можем себе позволить.
- Изменение трудового законодательства в более гибкое. Помочь в становлении собственного бизнеса и создании рабочего места для самого себя.
- Учебные программы эстонского языка для инородцев.
- Лучшее использование людей с ограниченной работоспособностью, максимально долгое пребывание людей на рынке труда.
Кауль Нурм, Свободная партия
- Изменение Закона о трудовом договоре. Благосклонное отношение к работе на удалении и работе с частичной занятостью. Большая, чем сейчас, часть налогов работников и микропредприятий должна поступать местным самоуправлениям. Учет рабочего времени по часам.
- Уточнение правил ввоза иностранной рабочей силы. Консервативное отношение к использованию иностранной рабочей силы.
- Снижение налогов на рабочую силу.
- Адаптация системы образования под потребности меняющегося рынка труда. Помощь в пожизненном обучении. Безработным нужно предлагать переобучение.
Зюлейха Измайлова, Зеленые
- Упрощение возможности работы с частичной занятостью, дотации, связанные с работой нужно сделать пропорциональными трудовой нагрузке. Пересмотр регуляций удаленной работы и налогообложения на создание отдаленных рабочих мест.
- Обеспечить учителей достойной зарплатой.
- Снизить расчетную норму рабочих часов с 40 до 32 часов в неделю, не снижая уровня зарплаты. Это не означает, что нельзя работать больше или меньше.
- Расширение возможности временного ввоза специалистов.
- Подготовка введения зарплаты гражданина.
Индрек Нууме, Эстония 200
- Здесь приветствуются люди, которые хотят тут работать, платить налоги и уважают наше языковое и культурное пространство. Важно, чтобы во благо экономики Эстонии работало как можно больше людей из-за пределов страны, чтобы Эстония стала страной штаб-квартир.
- Можно было бы подумать, нужно ли вообще устанавливать ограничения на работу в Эстонии для людей, получающих большие зарплаты. Допуск людей в Эстонию со временным разрешением на работу должен быть более гибким.
Анзори Барклая, пока без названия, так называемая партия Артура Тальвика
За нехваткой магазинных кассиров стоит смехотворная зарплата. За нехваткой учителей - то, что зарплата в какой-то момент была смехотворной, а общественная позиция слабой. В ИТ-мире причина в нехватке живой силы. Решения различны – в случае кассиров нужно поднять зарплаты или использовать автоматизированные кассы. В ИТ-секторе можно облегчить вербовку специалистов и ввести предельную ставку налогов на рабочую силу.
EKRE отказалась отвечать на вопросы.