Аналитик профессиональной палаты Сийм Круселль отметил, что, к сожалению, предприятия Эстонии часто не могут платить людям желаемую ими зарплату: «Это в свою очередь связано с тем, что Эстонии больше нельзя считать страной субподрядов, но мы пока не стали и государством с высокой рабочей производительностью и большой дополнительной ценностью». До увеличения квоты на ввоз иностранной рабочей силы, по его оценке, нужно проанализировать бизнес-модели предприятия с точки зрения долгосрочной конкурентоспособности – разрешить ввоз иностранных разнорабочих в страну можно только на проектной основе и временно.
По словам лектора Эстонской высшей школы предпринимательства Mainor Тайми Эленурм, на этапе свободного движения рабочей силы и резкого роста сетевых рабочих отношений ключевой темой отбора персонала была вербовка талантов: «Но одних только талантов недостаточно, нужны и середнички – те, кто выполняют рутинную работу». Преподаватель Estonian Business School Кайре Пыдер обращает внимание на то, что во многих сферах деятельности начало преобладать так называемое исполнение микрозадач без трудовых отношений: уборщицы, свободные таксисты, продавцы по телефону. Пыдер отмечает, что в случае таких форм труда проблемой становятся выплаты по пенсионному страхованию, а также компенсации по здравоохранению и страхованию от безработицы, но если смотреть с оптимизмом, в этом можно углядеть начало полного обновления трудовых отношений.
Тоомас Тамсар: мы обманываем самих себя. Само это не пройдет
Как считает руководитель Центрального союза работодателей Тоомас Тамсар, многие партии поняли серьезность кризиса рабочей силы и возможные пути его решения, но боятся об этом говорить.
Причиной этого, по словам Тамсара, являются царящие в обществе страхи, связанные с иностранцами: «Смешивают в одну кучу зарубежных специалистов и беженцев. Но поскольку есть риск потерять какого-то избирателя из-за неудобной проблемы рабочей силы, партии избегают этой проблемы».
С этом смысле, с точки зрения Тамсара, ясно, что своими силами мы не справимся, и теперь есть лишь один вопрос: какая из партий решится это признать. «Наш первый самообман – надежда, что это как-то решится само. Давайте вспомним задачку из курса школьной математики с наполнением бассейна. Мы знаем, что за 25 лет бассейн работников сократился примерно на 120 000 человек. Если мы хотим, чтобы в бассейне была вода, то есть более-менее сохранился уровень работников, нужно попытаться перекрыть кран оттока, или хотя бы прикрутить его, и открыть другой - кран притока».
И так называемый рынок оттока, по словам Тамсара, нужно сделать менее интенсивным, хотя прекратить отъезд рабочей силы полностью невозможно: «Нам повезет, если мы сможем удержать его на нынешнем уровне». Но как добиться притока? «Рожать? Как - в действительности не знает никто. Также нельзя предположить, что решить проблему можно одной только иммиграцией. Но всеми кранами нужно заниматься так, чтобы результат был не слишком горячим и не слишком холодным, а достаточно теплым».
По оценке Центрального союза работодателей, возможными решениями могло бы быть следующее.
Реформа трудозанятости, то есть возврат на рынок труда людей с пониженной трудоспособностью. Благодаря этому мы могли бы получить почти 100 000 человек.
Пенсионная реформа, то есть повышение возраста выхода на пенсию. Это помогло бы 15 000-20 000 людей.
Сокращение количества работников общественного сектора. Сейчас работники общественного сектора составляют 21 процент от общего числа работающих. Их количество нужно сократить минимум на 20 000, а лучше - на 30 000 человек.
Трудовая миграция. Миграционная политика должна исходить, с одной стороны, из потребностей экономики и рынка труда, а с другой - из способности общества к интеграции.
Упразднение ограничения числа приезжающих специалистов (работников, получающих зарплату выше среднего), чтобы помочь их официальной работе в Эстонии.
Развитие э-резидентства. Нужно найти среди э-резидентов квалифицированную рабочую силу, можно создать биржу труда для э-резидентов, - электронную среду - которая сведет работодателей, ищущих квалифицированную рабочую силу, и э-резидентов, которые заинтересованы жить в Эстонии и начать здесь работать.
Увеличение рождаемости. Речь идет о методе с чрезвычайно длительным влиянием – на увеличение рождаемости и достижения рожденных детей работоспособного возраста потребуется минимум 30 лет.
Автоматизация.