Жители Кесклинна не хотят соглашаться с планировкой

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Строительство нового здания Эстонской художественной академии вызвало в столице множество споров. Жители соседних домов боятся, что 15-этажная махина закроет им солнечный свет.
Строительство нового здания Эстонской художественной академии вызвало в столице множество споров. Жители соседних домов боятся, что 15-этажная махина закроет им солнечный свет. Фото: Прийт Симсон

По оценкам архитекторов, центр Таллинна застроен неплотно — там имеется много пустых мест, которые следовало бы застроить. Но с их мнением не согласны многие жители центра города.

В последнее время много говорилось о новом здании Эстонской художественной академии. Часть жителей близлежащих домов категорически против уже установленной детальной планировки, поскольку из-за большого 15-этажного здания, как они утверждают, солнечного света в их квартирах будет заметно меньше.

За солнечный свет борются и жители многоквартирных домов на Лембиту, 7 и Лаутери, 8, поскольку инициировавшая новую детальную планировку гостиница Olümpia хочет возвести шести­этажную пристройку.

По словам присяжного адвоката Тайво Рууса, жители соседних домов часто обжаловали в судах детальные планировки, между тем судебные решения бывали как положительными, так и отрицательными.

Твердых норм нет
Он объяснил, что стандарт прямой солнечной освещенности имеет рекомендательный характер. В 1999 году в Эстонии вступило в силу постановление правительства, устанавливающее требования к жилым помещениям.

В нем имеется неконкретная фраза «достаточное естественное освещение», и местное само­управление должно однозначно определить, какова должна быть продолжительность естественного освещения в том или ином случае.

Руус сказал, что Таллиннский департамент городского планирования в любое время может выдать разрешение на строительство Эстонской художественной академии, но местные жители могут немедленно оспорить его в суде, что, очевидно, и сделают.

Как заметил Тайво Руус, Министерство образования хочет подготовить отчуждение двух квартир в соседних с академией домах, но, по его мнению, оснований для отчуждения нет. Отчуждение можно провести только в том случае, если чью-то недвижимость необходимо использовать в общественных целях.

Активно шло производство по делу об установке планировки шикарного многоквартирного дома на участке Эстонской евангелической лютеранской церкви — там тоже жители соседних домов выступали против строительства. Но в прошлом году дебаты были завершены, а к настоящему времени квартиры уже нашли себе новых хозяев.

По словам Департамента городского планирования жители Кесклинна чаще выступают против установки новой детальной застройки, чем в других частях города.

Главный архитектор Таллинна Эндрик Мянд подтвердил, что в Эстонии рекомендации действующего стандарта изоляции зданий (т.е. загороженности от прямого солнечного света) носят лишь рекомендательный характер. «Обычно город исходит из минимальных требований к освещенности прямыми солнечными лучами», — заверил Эндрик Мянд.

Учет всех мнений
По его словам, были случаи, когда Департамент город­ского планирования соглашался с такими решениями планировщиков, когда солнечная освещенность в сосед­них домах становилась ниже минимума. Это делалось тогда, когда с этим были согласны жители соседних домов.

«Если в результате новой детальной планировки у кого-то в квартире освещенность снизилась ниже минимальной нормы, то это не значит, что был нарушен закон — эта норма относительная», — пояснил архитектор.
Комментируя строительство Художественной академии, Мянд заметил, что Департамент городского планирования рассматривает это здание как вуз государственного значения. В таких случаях, если договориться с жителями соседих домов не удастся, для государства законом предусмотрена возможность принудительного отчуждения. И сейчас Министерство образования подготавливает документы на отчуждение.

По словам министра по региональным вопросам Сийма Кийслера, у каждого человека есть права исходить из того, что при детальной планировке соседнего участка недвижимости будут соблюдены существующие правовые нормы. Публичная власть не должна действовать как бульдозер, используя право сильнейшего.

По его словам, одной из целей процедуры составления и установления детальной застройки как раз и является учет мнений и требований различных сторон, как застройщика, так и жителей соседих домов.

«Местным самоуправлениям оставлено право решать, насколько обоснованным является тот или иной протест, — объяснил заведующий отделом строительства и жилищ Министерства экономики Маргус Сармет. — Необходимо выяснить, является ли протест простым капризом или он серьезно обоснован».

Он заметил, что в Эстонии нет твердых строительных норм, есть стандарты, которые, по сути, являются выражением существующих традиций и общественных соглашений. Это означает, что из них можно исходить, но соблюдать их необязательно. Такие принципы действуют как при рассмотрении детальной планировки, так и выдаче разрешения на строительство.

Наверх