Субсидии для молодых фермеров от Европейского Союза получают горожане

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Земледелец Антс Эйнола (на фото слева) недавно передал свое хозяйство детям — Прийту (на фото справа) и Марге, которые теперь       продолжают его дело.
Земледелец Антс Эйнола (на фото слева) недавно передал свое хозяйство детям — Прийту (на фото справа) и Марге, которые теперь продолжают его дело. Фото: Маргус Ансу

Кто в нынешнее время хотел бы заняться сельскохозяйственной деятельностью? Как оказалось, сотни желающих жаждут получить субсидию для начинающего фермера в размере до 40 000 евро, в том числе и горожане.

Под видом новоиспеченных аграриев субсидии сумели получить не только живущие и работающие в городе аналитики и сельскохозяйственные советники, получающие зарплату за консультирование фермеров, но и другие деятели, которые не прочь «похимичить» и которыми интересуются инкассо-фирмы. С сельским хозяйством их связывает главным образом страстное желание заполучить 40 000 евро.

Postimees решил поинтересоваться списком получателей субсидии для молодого предпринимателя, начинающего сельскохозяйственную деятельность, и обнаружила, что как минимум 20% субсидий достаются деятелям, из которых наверняка никогда не получится земледельцев.

Одноразовую субсидию в размере 40 000 евро, то есть, 626 000 крон, — весьма солидная сумма, но на самом деле она практически ни к чему не обязывает ходатайствующего. Даже землю иметь не обязательно — достаточно хорошего бизнес-плана.

Если взять за основу показателя неудачных субсидий для молодых фермеров консервативные 20%, то выходит, что из суммы субсидии в размере 15,5 млн евро (вместе с выделенными в этом году дополнительными деньгами. — Авт.) ЕС выбросил в Эстонии на ветер 3,1 млн евро, то есть 48 млн крон. В прошлом году было 300 получателей субсидий — значит, 20% составляют 60 предпринимателей.

Но, несмотря на щедрые субсидии, гильдия земледельцев неизбежно стареет. Согласно данным Департамента статистики, в 1989 году средний возраст задействованных в сельском хозяйстве людей составлял 25 лет. Субсидии для начинающего фермера —
40 000 евро — начали выдавать с 2008 года, когда средний возраст аграриев составлял 42 года.

Это не махинации
Чтобы замедлить необратимый процесс, который наблюдается повсюду в Евросоюзе, начали выплачивать субсидии, главная цель которых состоит в том, чтобы приостановить старение фермерского общества.

Однако получить субсидии настолько просто, что кроме молодых аграриев им интересуются также разного рода аферисты, идеалисты и/или просто беспомощные люди. Вы можете зарегистрировать на свое имя фирму, находящуюся хоть в центре Таллинна, и стать фермером даже в том случае, если у вас нет ни гектара земли.

После этого вы представляете Департаменту сельхозрегистра и информации (PRIA) приличный бизнес-план, и, если попадете в рейтинг лучших, вам перечислят 40 000 евро.

Половину суммы нужно инвестировать в основное имущество, то есть, в землю, технику или строительство нового хлева. Если же получатель субсидии имеет злостное намерение, то эти деньги он попросту «сплавляет налево», а потом ставит во главе фирмы «танкиста».

40 000 евро можно получить даже в двойном размере — например, руководитель Ambla Agro Марти Кууземетс одновременно зарегистрировал два предприятия — Idakeskus и Lääne­keskus. На двух фирмах он заработал 1,25 млн крон. Этичны ли такие махинации с деньгами Евросоюза? Кууземетс утверждает, что это не махинации.

Кууземетс связан с тремя фирмами, которые зарегистрированы в волости Амбла по одному адресу. В Amb­la Agro он является и владельцем, и руководителем, а в Idakeskus и Läänekeskus Марти Кууземетс является заведующим, тогда как пайщики у обоих предприятий — разные. Согласно данным Кrediidiinfo, по отношению к Ambla Agro имеются долгосрочные требования у инкассо-фирм, а летом Налогово-таможенный департамент уже арестовал банковский счет Idakeskus. К началу октября налоговая задолженность фирмы составила 6100 евро.

Трудная жизнь тыквовода
Фирма Кадри Марттила Greenmount Group зарегистрирована в городе Вильянди. «Она действительно зарегистрирована в Вильянди, но на самом деле это хутор, который я арендую у родителей», — сказала она.

В прошлом году прибыль фирмы Марттила составила тысячу евро. «Мы купили трактор, сельскохозяйственные инструменты, семена, — сказала она. — Я занимаюсь и сельским хозяйством, и другими видами деятельности. К сожалению, фермерство пока еще не может прокормить, я еще только пытаюсь сделать так, чтобы оно приносило прибыль».

По состоянию здоровья этим летом Марттила не могла участвовать в земельных работах, но эта ситуация, как она сама сказала, изменится. «Я имею представление о том, как обстоят дела», — сказала она.

Марттила выращивает тыквы. На вопрос, какова площадь ее поля, она ответить не сумела, но сказала, что под тыкву отведено больше гектара. Всего хутору принадлежит около десяти гектаров земли. Сейчас, как сказала Марттила, она пытается продать свою тыкву в Финляндию.

Перечень подобных хуторян довольно длинный — в нем есть и полицейские, и маклеры, и сельхозработники. В одном все они правы — никто может запретить жить в Таллинне или Вильянди и иметь при этом хутор в Южной Эстонии.

Молодой фермер, согласно требованиям, — это человек не старше 40 лет, начинающий заниматься земледелием. Предпосылкой для получения субсидии являются также сельскохозяйственный опыт и соответствующая квалификация, однако для получения 40 000 евро не нужно делать ничего, кроме как пообещать, что в течение 36 месяцев будут получены как опыт, так и необходимые бумаги.

Однако самым действенным является обязательство добиться к пятому году деятельности годовой оборот в размере полмиллиона крон, то есть 80% от суммы, которую Евросоюз изначально предоставил в качестве субсидии.

Для серьезных молодых аграриев это требование является библией, а для аферистов, видящих в евросубсидиях возможность легкой наживы, — вполне преодолимым препятствием. Ведь деньги можно потратить, а фирму пустить на дно!

Согласно анализу, проведенному Университетом естественных наук, в ходе первых двух туров в 2008 году субсидии молодого фермера получили 188 предпринимателей, из которых 103 были начинающие. Из них одну половину составили фирмы, а другую — предприниматели — физические лица. Как показал анализ фирм, лишь 78,8% из них в прошлом году имели достаточный доход.

Реальных фермеров мало
Если спросить у опытных земледельцев, возможно начать с нуля производство на своем хуторе, в ответ вы услышите, скорее всего, ироничное «нет».

Еще одна группа получателей субсидии — это живущие в городе люди, родители которых имеют хутор. По форме выходит, что они перекупили родительский хутор, а 40 000 евро инвестировали, например, в покупку нового трактора. На самом же деле они продолжают жить в городе и занимаются чем угодно, только не фермерством. А в деревне по-прежнему живут и работают их родители.

Возглавляющий Союз земледельцев Тартумаа Яан Сырра, входивший в совет по распределению субсидий, прямо говорит, что среди тех, кто ходатайствует о них, настоящих земледельцев меньше половины.

«Условия предоставления субсидий не позволяют сделать выбор в пользу тех, кто действительно занимается сельским хозяйством, — говорит Сырра. — Субсидии это, конечно, хорошо, но их могли бы распределять в уездах, а не в центральной комиссии. В уездах знают, кто на самом деле занимается земледелием. Сейчас субсидии распределяют, используя математический подход и отдавая предпочтение горожанам, которые умеют грамотно составлять ходатайства».

Как сказал Сырра, не исключено, что хутор действительно оформляют на сына или дочь, но в большинстве случаев на нем продолжают работать родители.

«Если посмотреть, кто из тех, кто начинал в 2008 году, продолжает заниматься сельским хозяйством, то подозреваю, что таких осталось меньшинство, — заметил Сырра, приведя в пример небольшой хутор в Вырумаа. — У хозяйского сына лишь начальное образование, он не заканчивал никаких агрошкол. Но этот парень действительно работает на земле, продолжает дело отца, но ничего не получает».

Что касается тех, кто начинает с нуля, то, по словам Сырра, это возможно лишь в том случае, если «дядюшка из Канады оставит большое наследство или в «спортлото» выпадет большой выигрыш. Других вариантов нет.

Даже банки не дают кредиты, чтобы вести хуторское хозяйство.
Перед заведующим отделом исследований и анализа сельской экономики Экономико-социального института Аграрного университета Мати Мытте стояла задача проанализировать, насколько эффективны сельскохозяйственные субсидии. получаемые жителями Эстонии. «Субсидии молодым хуторянам задумывались Еврокомиссией для того, чтобы дети действительно перенимали дело у родителей», — сказал Мытте.

По его словам, в двух первых турах было достаточно, если ходатайствующий был владельцем фирмы. Такого условия, что он должен входить в правление, не было, а это снижает ответственность ходатайствующего.

Мытте считает, что субсидия для молодых хуторян — отличный способ избежать старения среди земледельцев. Однако, как показал анализ, к началу этого года те, кто получил субсидии по результатам двух первых туров в 2008 году, завершили проект, причем только 45% представили PRIA требуемые финансовые документы.

Как отмечается в подготовленном Аграрным университетом анализе, не исключена опасность нецелевого использования финансовых средств. «Часть предпринимателей пытаются продолжать деятельность, но они так и не освоили субсидию, — сказал Мытте. — Если человек не инвестировал полученные деньги, то возникает вопрос, почему он этого не сделал. Деньги должны зарабатывать деньги».

Министр видит проблему
Министр сельского хозяйства Эстонии Хелир-Вальдор Сеэдер считает, что государство должно изыскать дополнительные средства для молодых хуторян, так как в принципе это необходимые меры.

«Самая большая проблема в том, чтобы средства были использованы наиболее целесообразно, — сказал Сеэдер. — Главное, чтобы было меньше подставных лиц или тех, кто только выдает себя за хуторянина и получает субсидию, а на самом деле работает, к примеру, адвокатом в городе, а хутор держат родители. Это проблема, хотя и нельзя сказать, что массовая».

Как подчеркнул Сеэдер, главное, чтобы проходило не формальное, а реальное омоложение хуторян, правда, и он признает, что без опыта и капитала поднять хутор можно лишь теоретически, а не реально.

Субсидия для начинающих земледельцев

• Субсидия предоставляется на одного ходатайствующего в размере до 40 000 евро один раз за период реализации программы развития.
• На момент подачи ходатайства самый младший или в отношении товарищества все пайщики и члены правления должны быть не старше 40 лет.
• Предприниматель — частное лицо и никто из пайщиков товарищества не должен к моменту подачи ходатайства заниматься сельскохозяйственным производством более 18 месяцев.
• У предпринимателя — частного лица или у всех членов товарищества и членов правления должен быть опыт работы в области сельского хозяйства не менее двух лет и образование в аграрной сфере.
• При отсутствии опыта работы, образования или профессиональной квалификации их можно приобрести в течение 36 месяцев начиная со дня принятия решения об удовлетворении ходатайства.
• Финансовый объем инвестиций для начала или развития сельскохозяйственной производственной деятельности должен составлять в сумме не менее 50% от объема субсидии, на которую подано ходатайство.
• К концу следующего финансового года после подачи ходатайства о субсидировании доход от продаж сельхозпродукции ходатайствующего должен составлять не менее 2400 евро.
• На пятый финансовый год пос­ле подачи ходатайства доход от продаж должен составлять не менее 80% от размера суммы, на которую было подано ходатайство.
Источник: PRIA

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх