Евгений Писарев любит Эстонию и вертолеты

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Сегодня повседневная работа Евгения Писарева — тренировки, учения, дежурства, спасательные и поисковые работы, тушение лесных пожаров. За его спиной — новые вертолеты авиаотряда.
Сегодня повседневная работа Евгения Писарева — тренировки, учения, дежурства, спасательные и поисковые работы, тушение лесных пожаров. За его спиной — новые вертолеты авиаотряда. Фото: Кюллике Роовяли

Тяжелый вертолет Ми-8Т легко поднимается в воздух с Таллиннского аэродрома. Молодого пилота, сидящего за штурвалом, наставляет командир вертолетной эскадрильи Евгений Писарев, который провел в воздухе более 5000 часов.

Еще на втором курсе летного училища Евгений понял, что управлять вертолетом — это его призвание. Впервые взяв в руки штурвал, он понял, что он готов отдать летному делу всю жизнь.



Евгений Писарев родился в Таллинне, его отец был уроженцем Нарвы, мама, в роду которой были шведы, немцы, эстонцы, из Тойла. По примеру отца, который был военкомом, Евгений решил, что тоже станет военным. Первая попытка поступить в Рижское училище ракетных войск оказалась неудачной. Проработав год в лаборатории ТПИ, он предпринял новую попытку.



Экстремальные условия


На этот раз решил попытать судьбу в Сызранском высшем военном авиационном училище. Это решение Евгений принял после того, как прочитал в одном из журналов о единственном в тогдашнем Советском Союзе училище, готовящем военных вертолетчиков.



В училище он поступил, несмотря на высокий конкурс. Первые полтора года приш­лось нелегко, но желание летать было таким сильным, что за четыре года он сдал все 53 предмета и в 1975 году получил диплом инженера-вертолетчика, освоив эту редкую профессию.



Молодого лейтенанта направили служить в Архангельск, в полк Северного флота, в составе которого было три эскадрильи, одна самолетная и две вертолетные.



В эскадрилье, где начинал службу Писарев, было 12 вертолетов. Уже через год Евгений, начинавший вторым пилотом, стал командиром вертолета Ми-8. Хотя эскадрилья базировалась в Архангельске, летать приходилось по всему Северу.



Огромные территории, невероятные расстояния, когда на протяжении двух-трехчасового полета внизу видишь только леса и болота. Без компаса, карты и радиомаяков делать там было нечего, но нередко и этого было мало, ведь в те годы не было навигационных систем GPS.



При дальних перелетах пилот постоянно смотрел в карту, сравнивая с ней открывающуюся внизу картину и следя за тем, вошел ли в зону нового радиомаяка. Случалось, и назад приходилось поворачивать, в том числе из-за непогоды. Ведь метели на Севере не сравнить с нашими снегопадами.



Для местных жителей вертолет был главным, часто  единственным транспортным средством. На нем доставляли все необходимое, на нем же перевозили людей. Не было ни телевидения, ни радио, ни электричества, ни прочих удобств. Рыбаки и охотники, по сути, жили в каменном веке, собственно, они и продолжают так жить.



Писареву, которого в военном училище учили в том числе стрелять ракетами, воевать не пришлось. Он служил в транспортном полку. Тем не менее, в стандартном оснащении вертолета Ми-8 есть кнопка для стрельбы. На вопрос, есть ли такая в вертолете Пограничного авиаотряда, Писарев ответил утвердительно. «Конечно. Только она отсоединена, и когда мы вылетаем на лесные пожары, то используем ее для того, чтобы открыть резервуар с водой», — говорит Писарев.



Возвращение на родину


На Севере Писарев прослужил 20 лет, из них 5 лет в Норильске, где очень суровый климат. Хорошая летная по­года здесь бывает лишь 45 дней в году: на Таймыре завершают жизнь многие циклоны, поэтому погода на полуострове крайне переменчива.



Зимой здесь стоят суровые морозы — до 40-50 градусов ниже нуля. При такой температуре двигатель «рабочей лошадки» Ми-8 приходилось согревать теплым воздухом, иначе он просто не заводился. «Как бы тепло ни одевался, казалось, что идешь в рубашке по морозу», — вспоминает он.



На Севере страдали не только из-за мороза, но и из-за нехватки продовольствия. В магазинах почти ничего не было, о пропитании приходилось заботиться самим. Впрочем, дома кормилась только семья, летчики питались в военной столовой. Несмотря трудные житейские условия, семья Писарева вырастила трех детей. Сегодня у него уже пять внуков.



Через двадцать лет выслуги Писарев был уже командиром вертолетной эскадрильи, подполковником, под началом которого было 70 подчиненных. Именно тогда, во время начатой Горбачевым перестройки, стали сокращать армию, и вскоре полк Писарева был расформирован.



Для Писарева не стоял вопрос, куда податься. Конечно, на родину, в Эстонию! «Я вовсе не горел желанием устроиться где-нибудь на курорте. Из Архангельска мы, преодолев 1600 километров, приехали домой», — говорит он.



О том, куда движется жизнь, можно было судить по событиям в Прибалтике и Германии. Поскольку родители Писарева были правопреемными эстонскими гражданами, проблем с получением гражданства не возникло, а вот с работой затруднения были, ведь в 1990 году в Эстонии не было ни одного вертолета.



Готовы прийти на помощь


Несколько лет Писарев отслужил в Инспекции окружающей среды Харьюского уезда. К любимой работе он вернулся после гибели парома «Эстония» в 1994 году, когда пограничный, тогда государственный авиаотряд, получил из Германии в порядке гуманитарной помощи 4 вертолета Ми-8 для проведения спасательных работ.



Эти вертолеты положили начало нынешней эскадрильи из четырех вертолетов, которой руководит Писарев. Из тех Ми-8 остался только один, да и тот через год выработает свой ресурс. Два вертолета Agusta Westland вертолетчики, сравнивая их с тяжелым Ми-8, называют «мерседесами».



Они хоть и не такие прочные, но легки в управлении. Сегодня повседневная работа Евгения Писарева — тренировки, учения, дежурства, спасательные и поисковые работы, тушение лесных пожаров.



«Невозможно предсказать, каким может оказаться полет, каждый может стать экстремальным», — говорит Писарев, добавляя, что нередко экипаж вертолета, прибыв на место, узнает, что ничем уже не может помочь.



За свою жизнь Евгений Писарев видел немало людей, погибших по собственной беспечности и глупости. Однажды экипажу вертолета пришлось доставать из моря человека, отправившегося из Клоогаранда порыбачить. Резиновая лодка перевернулась, и человек утонул. Только на следующий день Евгений узнал, что это был его хороший знакомый.



На счету Писарева более 5000 летных часов. «Если сравнивать с летными часами гражданского летчика, то это немного, — говорит Писарев. — Но если брать качество этих часов и обстоятельства, в которых приходилось летать, то это, конечно, несравнимо». В Эстонии вряд ли найдется человек с таким богатым опытом, как у него.


Для выхода на пенсию Писареву надо отслужить еще четыре года.



Сейчас ему приходится заниматься в основном обучением молодежи, но, как и другие члены отряда, он несет дежурства. Будь-то транспортировка с острова на материк больного, спасение экипажа тонущего судна или поиски потерявшегося в лесу человека, вертолетчики всегда готовы сделать все, чтобы помочь попавшим в беду людям.



Евгений Писарев


• Родился 16 января 1953 года в Таллинне


• Образование: 31-я средняя школа, Сызранское высшее военное авиационное училище


• Служба: 20 лет на Севере — в Архангельске и Норильске, в Эстонии — Инспекция окружающей среды Харьюского уезда, Пограничный авиаотряд


• Награды: орден «Красного креста» 4-й степени, крест «За заслуги» Пограничного департамента 3-й и 2-й степени, крест «За заслуги» Спасательного департамента 2-й степени и др.


• Языки: русский, эстонский, английский


• Женат, имеет трех детей, пять внуков

Комментарии
Copy
Наверх