Библиотеки должны сглаживать культурные различия.
Выбор читателя
В ходе дискуссии о том, должно ли государство поддерживать библиотеки, чтобы они приобретали в основном отечественную и ценную литературу или позволить им по-прежнему покупать развлекательную литературу, можно поставить вопрос шире - в чем задача института библиотек — повышать уровень культуры читателя или давать ему то, что он хочет читать и может оценить?
Различные формы этой проблемы проявляются в разных сферах жизни, в том числе и в контексте СМИ.
Правда, в связи с библиотеками возникают еще два аспекта: обязательство сохранять эстонскую культуру, которое записано в преамбулу конституции страны и поэтому является обязанностью государства, а во-вторых, тот факт, что библиотеки функционируют в основном на государственные деньги, что дает государству преимущественное право решать, какую литературу покупать.
До сих пор пор к этой теме подходили с двух крайних позиций: либо разрешить библиотекам самим формировать свои фонды, либо установить над этим контроль со стороны государства. В последнем случае неизбежно возникает немало вопросов.
Если определение эстонской литературы можно довольно легко сформулировать, то для определения понятия «ценная литература» потребуется уже целая комиссия: кого к ней отнести - всех лауреатов Нобелевской премии? Или тех, кто был удостоен американской премии Букера? А что делать с неанглоязычными произведениями, авторы которых и не претендуют на «нобелевку»?
Более продуктивно рассматривать эту проблему не с крайних позиций, а подходить к ней с точки зрения потребностей разных сторон. Мнения министра культуры Рейна Ланга, писателей и библиотекарей сходятся в одном — денег для покупки ценной литературы сейчас не хватает.
Кроме того, пусть вкусы читателей не всегда таковы, как кому-то нравится, ясно одно — у них должно быть право выбора. Поэтому проблема не столько в том, что министерство должно навязывать читателю свои вкусы, а в том, что у читателей в любой библиотеке должно остаться право решать, что он будет читать - Дэна Брауна, Умберто Эко или их обоих.
Ясно, что чем больше мир склоняется к дигитализации письменного слова и его переводам в другие виды медиа, тем более важное значение приобретают библиотеки как средство поддержания существования письменного слова и создания социальной среды. Все это предполагает еще большую гибкость библиотек и их готовность удовлетворить потребности всех читателей.
Задачей библиотек в течение многих лет было не только сбор и сохранение духовного наследия, но и сглаживание культурного разрыва, обусловленного социальным неравенством. Поэтому библиотека должна не формировать идеологические взгляды, а лишь мягко направлять читателя.
Многообразие — вот к чему должна стремиться современная библиотека. И если смотреть на проблему с этой точки зрения, то министерство находится на правильном пути