Государственная измена офицера планирования Генштаба Дениса Метсаваса (38), годами передававшего ГРУ информацию под грифом «секретно» при пособничестве своего отца, может означать для эстонской государственной безопасности перепланировку в крайне чувствительной сфере, которая может затянуться на месяцы.
Что на самом деле знал Метсавас? (11)
По данным прокуратуры, задержанные 3 сентября майор Сил обороны Денис Метсавас и его отец Петр Волин действовали в тандеме, пишет Postimees.
Доступ к документам, содержащим государственную тайну, и к засекреченной зарубежной информации имел только Метсавас, который до лета этого года служил в оперативном отделе Генштаба Сил обороны.
ГРУ - центральному органу разведки Вооруженных сил Российской Федерации - информацию сливали оба. Как посредством средств связи, так и на встречах с агентами. Где происходили контакты, прокуратура не разглашает. Мотивы Метсаваса и его отца не были идеологическими: есть указания на то, что за предоставление секретной информации ГРУ они получали вознаграждение.
Несмотря на то, что гендиректор КаПо Арнольд Синисалу вчера похвалил вклад Сил обороны в разоблачение Метсаваса, действительность была все же несколько иной: на след Метсаваса вышла КаПо, а не собственный внутренний контроль Генерального штаба.
«К задержанию привели проделанная за предыдущие годы работа и опыт, а также сотрудничество с другими учреждениями», - отметил Синисалу. Означает ли это, что действия Метсаваса и его отца были замечены в ходе какой-то другой операции или в ходе слежки за агентом ГРУ, - об этом мы, очевидно, никогда не узнаем.
Когда именно Метсавас попал в поле зрения КаПо, следственные учреждения также не сообщают. Обнародование этих сведений могло бы дать ГРУ слишком много информации о том, что известно на Тоомпуйестеэ о сотрудничестве госизменника с агентами ГРУ.
Однако факты говорят сами за себя. Метсавас был на зарплате в генштабе до июля этого года. 3 сентября он должен был в порядке ротации заступить на должность в генштабе Кайтселийта, но не успел: решением Харьюского уездного суда его взяли под стражу.
Примерный офицер из Ласнамяэ
Как Метсавас, взявший эстонскую фамилию, так и его находящийся на пенсии его отец получили эстонское гражданство постановлением правительства в 1990-е годы. Волин в советское время был пограничником, позже работал в тюремной службе Эстонии.
Метсавас - выходец из Ласнамяэ, но в последние годы он ездил на службу в генштаб из своей квартиры в Виймси. После того как он получил магистерскую степень, он сделал головокружительную карьеру. Еще в 2015 году он был одним из немногих офицеров, у который родной язык - русский, дослужившихся до чина майора.
«У него был очень широкий кругозор в вопросах общей политики. Он мог бы быть хорошим посредником между Силами обороны и гражданским обществом. В том, что он очень патриотичен, не было никаких сомнений», - сказал источник, знающий Метсаваса.
Метсавас работал учителем государственной обороны в Таллиннской мустамяэской реальной гимназии и неоднократно представлял Силы обороны на телеэкране.
Согласно обвинению прокуратуры, Метсавас передавал ГРУ секретные данные на протяжении пяти лет, и начало этого периода странным образом совпадает со временем, когда Метсавас - в июле 2013 года - поступил на службу в генштаб. Поначалу он был штабным офицером артиллерии, но уже к концу 2013 года он по сути случайно существенно продвинулся по карьерной лестнице.
В ноябре 2013 года была изменена структура Сил обороны. После упразднения штаба сухопутных войск должность Метсаваса передали отделу огневой поддержки генерального штаба, который находится в ведомстве оперативного отдела.
Если прежде Метсавас занимался достаточно узкой областью - развитием и контролем артиллерийской сферы, то в генштабе ему могли открыться государственные тайны нового уровня. Согласно уставу, оперативный отдел генштаба в том числе занимается составлением планов государственной обороны, планированием учений и военных операций, сотрудничеством с союзниками и мобилизацией.
Служба Метсаваса была сосредоточена на разработке огневой поддержки и применении огневого потенциала в планах обороны Эстонии. Развитие в этой сфере было бурным: за время службы Метсаваса Эстония приобрела боевые машины пехоты CV90 и начала процесс покупки самоходных артиллерийских установок K9. По данным Postimees, Метсавас не участвовал в рабочей группе по K9, однако он занимался 155-миллиметровыми гаубицами.
Консультировавшие Postimees эксперты отметили, что специфика вооружений, очевидно, не была главным объектом интереса ГРУ: российскую разведку интересовали другие документы, к которым у Метсаваса был доступ. Одна из таких сфер - мобилизация, которую Эстония неоднократно за последние годы проверяла посредством внезапных учений. Для разведки это ценные данные. Так же, как и общие планы обороны и программы перебрасывания союзников.
На вопрос о том, какой ущерб мог нанести Метсавас обороноспособности за пять лет, главнокомандующий Силами обороны Эстонии Рихо Террас ответил лаконично: «Мы должны исходить из самого худшего. Силам обороны и государственной безопасности нанесен очень серьезный удар».
По словам Арнольда Синисалу, содержание некоторых слитых документов уже известно. «Можно сказать, что интересовались силами союзников на эстонской территории; всевозможной военной инфраструктурой и, разумеется, нашим сотрудничеством с партнерами», - сказал он.
Министр обороны Юри Луйк созвал экспертную группу, которая в течение ближайших месяцев должна будет установить масштабы утечки. А также то, какие преобразования в планы обороны Эстонии и в связанные с союзниками процедуры будет необходимо внести.
В 2016 году Метсавас стал одним из главных героев книги «Пестрые биографии», в которой офицеры русского происхождения рассказывали о своей жизни.
«Впереди длинная, интересная и богатая переменами жизнь. Главное - быть готовым к перспективам, не смотреть на происходящее замутненным взглядом, - говорил он два года назад. - Кроме того, офицер должен всегда иметь в виду, что любой неприглядный поступок совершается не только во вред ему, но и во вред его коллегам, друзьям и соратникам».