Подозревающийся в государственной измене Денис Метсавас в понедельник рано утром испытал смертельный ужас – его деятельность разоблачили, поскольку Полиция безопасности нашла на пустыре неподалеку от его дома в Виймси важное доказательство. Это мог быть так называемый «мертвый почтовый ящик», которые в шпионском мире используют для скрытной передачи секретной информации, пишет Postimees.
Разоблачение госизмены на пустыре в Виймси (12)
В понедельник рано утром Государственная прокуратура возбудила в отношении деятельности Метсаваса официальное уголовное дело. Без уголовного дела и разрешения прокуратуры Полиция безопасности просто не смогла бы задержать майора Метсаваса.
Образцовый офицер Вооруженных сил Метсавас сам этого в тот момент, конечно, ничего не предчувствовал. Он рассчитывал, что в понедельник утром около восьми часов придет на новое рабочее место в Генштаб Кайтселийта.
Но туда Метсавас не попал. Вместо этого ему приказали сесть в автомобиль, раскрашенный в цвета полиции. В тот момент он уже должен был понять, что это не рутинная проверка: на него надели наручники.
Когда машина полиция взяла курс в сторону тупиковой улицы Паэлилле, находящейся в нескольких минутах езды от дома Метсаваса в Виймси, за ней пристроились два джипа КаПо. На пустыре, в сотнях метров от которого находятся жилые дома, в самом конце тупика ждал микроавтобус Volkswagen.
Такие автобусы раньше можно было видеть во время двух операций по обмену шпионами, когда на них из российской тюрьмы на родину вернулись Эстон Кохвер и Райво Сусси. Теперь автобус Полиции безопасности в это туманное утро участвовал в операции по разоблачению изменника родины.
Рядом с ним ожидал главный герой ночных кошмаров предателей родины в Эстонии, заместитель генерального директора КаПо Александер Тоотс.
Тоотс зачитал стоявшему перед ним в черной футболке и джинсах Метсавасу обязательное в таких случаях объяснение: «Вы задержаны по подозрению в государственной измене».
Это предложение из уст Тоотса в прежние годы слышали Херман Симм, Алексей Дрессен и Владимир Вейтман. В тот момент, – а для задерживаемого он обычно наступает неожиданно - земля уходит из-под ног у предателя, который в течение многих лет верил в то, что его никогда не раскроют.
Метсавас не был исключением. Время было чуть больше восьми утра, и следующие 20 минут он провел на заднем сидении автобуса, давая первые объяснения. После этого вся компания отправилась в расположенные рядом кусты, чтобы убедиться в том, что сотрудники КаПо уже и так знали.
В кустах находился предположительно принадлежавший Метсавасу «мертвый почтовый ящик»: в таких предатели оставляют секретную информацию для контактных лиц. Это невинные на первый взгляд места, куда посторонние люди случайно не забредут. Вместе с Метсавасом по подозрению в измене родины был задержан его отец, бывший советский пограничник Петр Волин.
Последовавшие обыски и осмотр носителей информацию у Метсаваса и Волина лишь подтвердили возникшие подозрения – как поддержание связей с ГРУ, так и получение денег.
Метсавас и Волин понимали, что отрицать все бессмысленно и дали показания в рамках следствия. К обеду среды, когда о случае государственной измены рассказали на пресс-конференции в Госпрокуратере, вся анатомия предательства уже была практически полностью воссоздана в КаПо.