87-летняя Ыйлме взбудоражила э-государство (2)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ыйлме,которой скоро исполнится 88 лет, выглядит так молодой, что сомнения вызывает и правильность ее года рождения.
Ыйлме,которой скоро исполнится 88 лет, выглядит так молодой, что сомнения вызывает и правильность ее года рождения. Фото: Urmas Luik / Pärnu Postimees

В одном эстонском городе живет деятельная дама Ыйлме, которая не жаждет привлекать внимание к собственной персоне. Тем не менее, эта почти 88-летняя женщина несколько месяцев борется с проблемой, заслуживающей всеобщего внимания, пишет Postimees.

Эстонская Республика вдруг обнаружила, что день рождения Ыйлме приходится не на ноябрь, а на октябрь. Чиновники с радостью изменили ее личный код, и с этого момента 87-летняя Ыйлме начала жизнь с чистого листа. Словно до сих пор ее и не существовало.

Ыйлме родилась в 1930 году на Сааремаа. Всю жизнь она праздновала свой день рождения 21 ноября, в этот день на протяжении десятилетий отмечала день рождения дочери и ее мать, которая умерла 1983 году.

В феврале этого года Ыйлме отправилась в Департамент полиции и погранохраны, чтобы обновить свои документы: 87-летняя дама в состоянии сама справиться с заполнением анкет, здоровье ей это позволяет.

Но в полиции они услышала новость, которая перевернула всю ее жизнь: по данным Департамента полиции и погранохраны, ее день рождения – 21 октября, и новые документы ей выдали с новой датой и новым личным годом.

Ыйлме просила, чтобы дату ее рождения оставили прежней, но чиновники сказали, что это невозможно.

«Когда мне было 15 лет, именно в ноябре меня усаживали на стул, поднимали и кричали ура. Паспорта я меняла и прежде, и всегда датой рождения указывалось 21 ноября. А теперь, когда я уже пожилой человек, все вдруг изменилось», - говорит Ыйлме, которая сначала была в шоке. Теперь эта история вызывает у нее смех: «У меня много сил, я пою в ансамбле и для своего возраста имею достаточно хорошее здоровье, чтобы навести порядок в этом деле».

После посещения полиции Ыйлме и ее дочь стали разбираться, каким образом полиция добилась этой исторической правды. Есть предположение, что источником неразберихи могла стать церковная книга, в которой кривым почерком месяц рождения указан X, а не XI.

«В церкви явно не дописали палочку, но разве это можно считать более правильной датой, чем та, которую знала моя мама?» - рассуждает Ыйлме. Но спорить по поводу своего нового дня рождения она не стала – как есть, так и есть.

Тем не менее, Ыйлме огорчена тем, что кто-то еще может оказаться в аналогичной ситуации: теперь-то ей известно, сколько бюрократии сопряжено с такими вещами.

Департамент полиции и погранохраны ответил пожилой даме, что в Регистре народонаселения еще в 2011 году было указано, что Ыйлме родилась в октябре, но у официальных структур раньше не было доступа к этим данным, поэтому они не могли исправить «неверную информацию на верную». Для проверки фоновой информации об Ыйлме полиция сделала в этом году запрос в регистр, где и выяснилось, что в акте о рождении указана дата 21 октября.

«Если все это было известно еще в 2011 году, государство могло бы и раньше проинформировать человека. У него была бы возможность для выражения протеста, но в течение этих лет никто не удосужился передать нам такую информацию», - говорит дочь Ыйлме.

Началось бюрократическое ралли

Сначала в Департаменте полиции и погранохраны пожилую даму утешили: ей не придется самой бегать по госучреждениям и менять свои данные. Но в действительности получилось иначе.

Первое препятствие возникло в аптеке, когда Ыйлме не смогла купить лекарства по новой карте. Система ее просто не признала. Аптекарь сказал, что понимает, речь идет об одном и том же человеке, но ничего сделать не может.

«Мы были удивлены, поскольку считали, что государство само изменит личный код в своих базах данных», - отметила дочь Ыйлме.

Вместе они проверили ИД-карту на государственных порталах eesti.ee и E-Tervis. Там выяснилось, что 87-летняя женщина словно заново родилась. У нее нет никакой истории, в том числе: начисления пенсии, данных в Больничной кассе, например, обзора по компенсации на лечение зубов. Также портал показал, что у Ыйлме не владеет никакой недвижимостью. В общественном транспорте прожившая более 50 лет в одном и том же самоуправлении пенсионерка не смогла завалидировать свою карточку, естественно, не работала новая ИД-карта и в банке.

И вот, 87-летнему человека устроили развлечение: Ыйлме пришлось лично оповещать все официальные учреждения о своем новом дне рождения. Семейный врач изменил личный код, чтобы старушка могла купить лекарства. В Налогово-таможенный департамент она ходила с дочерью, поскольку с новым личным кодом не смогла просмотреть свои данные на портале и заплатить налог за землю.

«Просто убило письмо, что, мол, не составлен счет на земельный налог, поскольку у мамы нет недвижимости. Также не было для нее и предварительно заполненной декларации», - вспоминает дочь. Тогда ее мать потребовала в полиции справку, которая подтверждала бы, что новая госпожа Ыйлме – это старая госпожа Ыйлме.

Со справкой отправились в Налоговый департамент, заплатили налог и внесли исправления в базу данных департамента. Дома же, когда она входила по новой ИД-карте на свою страницу, Налоговый департамент ее не узнавал. Департаменту потребовалось полдня на обновления, и теперь Ыйлме снова стала налогообязанной.

Департамент социального страхования до сих пор говорит, что «на новое лицо пенсия не начислена». Пенсию Ыйлме все же получает, но по старому личному коду.

ИД-карта Ыйлме не работает там, где указана старая дата рождения. Кроме государственных учреждений, менять данные нужно и у частных предпринимателей. Так Ыйлме не получила доступа, например, к своим счетам за электричество.

«Словно родился новый человек, а старый исчез. Только имя то же. Системы могли бы свестись воедино, но наши системы явно на это не способны», - говорит дочь Ыйлме, которая считает, что ни пожилой, ни молодой человек не должен так бегать по инстанциям. «Это должно быть обязанностью государства».

Раскрыта слабость э-государства

На обеспокоенное письмо Ыйлме из Департамента полиции и погранохраны ответили, что они, «к сожалению, не уполномочены отвечать за то, как меняются данные в других учреждениях и базах данных».

В последнее время местные самоуправления начали оцифровку документов о рождении, которые в таком виде попадут в Регистр народонаселения. Там эти данные проверяет и Департамент полиции и погранохраны. Поэтому может оказаться, что какие-то люди могли жить в свободной Эстонии с «неправильным» личным кодом. Но часто и сами владельцы паспортов знаю, что в их документах неверно указана дата рождения.

За Регистр народонаселения отвечает Министерство внутренних дел. Пресс-секретарь Мерье Колпетс объяснила, что акты о рождении составлялись в двух экземплярах и дату рождения проверяют с обоих документах. В некоторых случаях сохранился и медицинский документ, поэтому по возможности дата рождения проверяется и там, а также во всех документах, связанных с семьей. Если выясняется, что реальная дата рождения отличается от указанной в регистре, самоуправление должно связаться с человеком и оповестить его о возникшей ситуации.

Человек не должен сразу менять документы, но когда срок действия старых подойдет к концу, будет изменен и его личный код: «Для этого ЗАГС оповещает Департамент полиции и погранохраны, и департамент делает соответствующую отметку в своей базе данных, а потом остается только дождаться момента, когда человек придет менять документы».

По словам пресс-секретаря МВД, получить данные об изменениях в Регистре народонаселения могут как государственные учреждения, так и частные предприниматели. В то же время, проблема в том, насколько часто учреждения просматривают и учитывают эти изменения. И может получиться, что человека с изменившимся личным кодом сразу не признают, потому что сотрудники учреждения просто не просмотрели изменения в регистре.

«Мы советуем в любом случае как можно чаще синхронизировать данные, чтобы такая неразбериха не возникала, а ведение дел было максимально удобным для человека»,- сказала Клопетс.

Но в таких делах у человека не остается для ускорения процесса другого выхода, кроме как самому оповещать учреждения о том, что дата его рождения изменилась.

«Точной статистики о том, как много людей таким образом изменили свой личный код, у нас сейчас нет. К нам несколько раз обращались с проблемой, сопутствующей изменению личного кода. Конечно, мы хотели бы, чтобы у людей не возникало таких неудобств», - сказала руководитель бюро гражданства и международной защиты Департамента полиции и погранохраны Кристийна Райдла-Пухм.

Она подчеркнула, что отправленный из полиции ответ проблем Ыйлме не решит: «К сожалению, со своей стороны мы не можем гарантировать, что все другие учреждения синхронизируют в режиме реального времени свои базы данных с Регистром народонаселения. Но если бы она обратилась к нам, мы могли бы ей рассказать, как лучше действовать».

Департамент полиции и погранохраны считает, что нынешнее решение не слишком справедливо по отношению к сменившему личный код человеку и нуждается в изменении: «Данные могли бы меняться в базах разных учреждений автоматически».

У Ыйлме есть еще немного времени подумать, будет она отмечать 88 день рождения в октябре, в ноябре или два раза: «Подумаем с ансамблем, 88 – это же красивая цифра!»

Наверх