Ясно то, что какое-то и предположительно хорошо работающее правительство будет создано и никаких радикальных переворотов в Швеции пока не поизойдет. Сохранится благополучная страна, которая толерантна, настроена проевропейски, и, в принципе, открыта для иммигрантов. Вопрос лишь в том, сохранится ли модель общества Швеции хотя бы в недалеком будущем?
Устоит ли шведский folkshemmet (народный дом)?
И хотя во время предвыборных дебатов занимались и другими вопросами, в действительности основной предвыборной темой явно была миграция и сложности интеграции вновь прибывших в шведское общество. Точнее – Шведские демократы постоянно поднимали эту тему (отсюда и их поддержка), а партии мейнстрима заверяли, что большой проблемы нет, маленькие решаются, а Шведские демократы - глупые и злонамеренные расисты.
Среди них безусловно есть расисты, а, может быть, и нацисты, но, по моей оценке, всё несколько усложнили. Упрощенно говоря, их идея проста: страна - как большая семья, в которой держатся за всех, все друг друга поддерживают, а противоречия пытаются решить путем консенсуса. Проект, принесший Швеции неоспоримый успех, с тридцатых годов прошлого столетия вели, прежде всего, социал-демократы, но в целом его поддерживали и правые партии. И обоснованно, поскольку корни идеи исходят не столько из марксисткой теории (хотя и оттуда), сколько из правоконсервативного национализма.
Изначальным основным автором идеи "народного дома" был шведский ученый в области политики Рудольф Челлен, которого в широком мире знают прежде всего как человека, запустившего в обиход другой термин – "геополитика". Последнее выражение очень нравилось немецким национал-социалистам, первое – шведским социал-демократам. Но и идея немецкого народного дома не была чужда национал-социалистам.