По оценке министра внутренних дел Андреса Анвельта (СДПЭ), проблемы рынка рабочей силы могло бы смягчить такое решение, при котором профсоюзы и работодатели договорились бы между собой о средней зарплате и о квотах по секторам, пишет Postimees.
Андрес Анвельт: сначала нужно устроить на работу местных жителей, а потом думать об иностранной рабочей силе (1)
Анвельт считает, что в случае любой политики, меняющей регламент использования иностранной рабочей силы, прежде всего нужно взвесить, как это повлияет на позиции местных жителей на рынке труда, на динамику зарплат и трудозанятость: «Сначала нужно удовлетворить все потребности внутреннего рынка рабочей силы, и если этого недостаточно, то смотреть на пределы страны». Министр признает, что нынешняя въездная квота далека от гибкости.
По оценке руководителя Торгово-промышленной палаты Майта Пальтса, несгибаемость правительства в вопросе квот связана с предубеждениями общества, а также со страхом политиков сделать шаг, который позволил бы ввозить больше иностранных работников: «Также они не хотят дать понять избирателям, что проблемы, исходящие из нехватки рабочей силы, напрямую препятствуют развитию Эстонии в целом».
По информации Пальтса, между членами коалиции нет единодушия по данному вопросу, поэтому он опасается, что до выборов ее даже не станут обсуждать на уровне правительства. Однако, по его оценке, это крайне важно, поскольку если на рынке рабочей силы квалифицированных работников нет, и ее невозможно разумным образом ввезти, предприятия начнут ограничивать инвестиции – уже сейчас многие инвестиции или отложены, или отменены из-за страха, что создаваемые рабочие места не получится заполнить.
«Я очень хорошо понимаю, что действовавшая 25 лет система квот себя изжила, и я надеюсь, что это понимает и большая часть членов правительства, - отметил Анвельт. – В то же время, это крайне чувствительная политическая тема. Эстонец, к сожалению, консервативен. Мнение все же таково, что эстонец мог бы получать большую зарплату вместо того, чтобы привозить сюда больше рабочей силы». Анвельт признает, что «Исамаа» в этом вопросе как коалиционный партнер крайне упертый.
И все же, по его словам, упразднение квоты – это не решение: «Полностью либеральный рынок рабочей силы мы себе позволить не можем, это опасно для нас». Анвельт говорит, что он как министр внутренних дел отвечает за то, чтобы из какого-то культурного пространства не приехало сюда слишком много людей, которые не будут интегрироваться и образуют гетто. Вместо отмены квоты нужно перейти на новую модель использования иностранной рабочей силы.
Кто-то, например, работодатели и профсоюзы могут договориться о минимальной зарплате. По мнению министра, они могут это сделать по секторам, на основании чего можно будет нанимать на работу иностранцев. Еще важнее, считает он, что можно было бы договориться о квоте по секторам – сколько человек в конкретном секторе нужно, чтобы сектор мог развиваться. «Если квота едина, это плохо влияет и на наших работников, поскольку поступает меньше заказов»,- объяснил он.
Майт Пальтс слышал об идее договоренности о зарплатах по секторам и считает ее разумной и справедливой, а вот разговор о квоте по секторам для него новость: «В конце концов, вопрос в том, что мы делим. Если делим те самые 1300 видов на жительство (размер нынешней миграционной квоты составляет 1350 человек – ред.), то это никакое не решение». Пальтс считает, что идея все же заслуживает обсуждения, но сам он в этом смысле скорее колеблется, поскольку ограничение по секторам может оказаться сложным.