Проходит время, и события прошлого уже не вызывают больше болезненной реакции. Мало кто выступает сегодня против смехотворных ссылок на испанскую инквизицию, но сегодняшний Ватикан не стремится восстановить церковную полицию образа мыслей и не использует пытки против еретиков. В случае с Советской империей исторические раны еще свежи, а возобновление российского империализма является серьезной угрозой.
Другие государства, в прошлом пострадавшие в руках Советского Союза и сейчас боящиеся российской агрессии, должны были бы присоединиться к протесту Литвы. Так же следовало бы поступить и их союзникам.
У нынешнего фурора гораздо более глубокая суть: Россия неоднозначно относится к советскому прошлому и к тому, как его оценивают за рубежом. Владимир Путин распад Советского Союза, как известно, назвал крупнейшей "геополитической катастрофой" прошлого века.
Россия не скрывает недостатков Советского Союза (книг Александра Солженицына "Архипелаг Гулаг" и подобные ей легко доступны), однако делает это относительно переменчиво. Да, Сталин поступал плохо и совершал ужасные ошибки, и плановая экономика в конечном итоге рухнула, но Советский Союз был великой страной. Это помогло преодолеть большие трудности в экономике и обществе и победить нацистскую Германию и ее союзников. Многие на Западе считают этот подход частично оправданным.
Неспособность честно общаться с его прошлым обостряет нынешний конфликт России с Западом. Распад советской власти был либо освобождением, либо поражением; это не может быть и то, и другое. Если это поражение, сегодняшний российский нарратив об унижении и о том, что страны сторонятся, логичен. Запад посыпал соль на рани, и теперь собирает ет плодов.
Но если мы относимся к 1991 году как к радостному освобождению России, возникает вопрос о том, как Кремль предал это наследие. Попытайтесь изобразить это на майке.
* В момент написания статьи компания Walmart еще не ответила на письмо посла Литвы в США; не ответила фирма и на мой запрос.