Cообщи

Неизвестный человек в каске пытался проникнуть с лестницей в несколько госучреждений

Неизвестный в каске, жилете и с лестницей пытался проникнуть в государственные и муниципальные учреждения. Фото: Sander Ilvest
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

“Пожалуйста, встаньте к стене”, - говорит полицейский, обнаруживший меня возле черного хода на охраняемой территории суперминистерства. Все. Теперь меня, наверное, бросят за решетку. Этот объект повышенной категории, который круглосуточно охраняют полицейские, - уже восьмое госучреждение в списке, в которое я в порядке журналистского эксперимента пытался пробраться. И в некоторых случаях мне это удалось.

Вернемся на полторы недели назад.

Чтобы убедиться в том, насколько легко попасть в важнейшие госучреждения Эстонии, я беру в редакции лестницу, комбинезон и светоотражающий жилет. План прост: если кто-то спросит, я представлюсь контролером дымовых датчиков. Прикрепляю к себе камеру и микрофон, чтобы запечатлеть происходящее.

Сначала я иду в Innove, который проводит школьные экзамены. Уверенно вхожу, держа телефон около уха и машу лестницей дежурной, которая только кивает в ответ. Спрашиваю карту посетителя. Нет проблем, вписываю свои контакты в свободную строчку и получаю проходную карточку для всего здания. «Записываю» первый дымовой датчик на первом этаже, подозрительный взгляд на датчик, пара росчерков ручкой и вписываю в записную книжку «в порядке».

Адреналин за секунды зашкаливает. Осматриваю еще несколько датчиков и направляюсь на верхний этаж. Выхожу из лифта, навстречу идет серьезная женщина. Киваю ей в знак приветствия, я ей не мешаю. Половина конторских помещений пустует, двери открыты. Я расхаживаю как свободный человек в свободной стране. Если захочу, могу спокойно посидеть за чьим-нибудь компьютером. Этажи пройдены, после получасовой прогулки я решаю уйти оттуда.

SA Innove: эксперимент показал, что в здание могут попасть посторонние лица

“Ремонтникам, ходящим по зданию, мы обычно даем карточку, если знаем человека в лицо. В случае подозрений инфоработник уточняет у администрации. В ходе данного журналистского эксперимента Сандер Пунамяэ явился в здание в рабочей одежде и с рабочими инструментами, кроме того, у него была с собой лестница, поэтому он не вызвал подозрений. Обычно уровень безопасности достаточный, но, как показал эксперимент, в исключительных случаях в здание могут проникнуть и посторонние. По карточкам для посетителей можно попасть лишь в некоторые зоны. В ходе эксперимента не удалось проникнуть в зоны повышенной безопасности”, - сказал глава администрации SA Innove Юлар Кохари.

“Может, это не тот дом”

Что, действительно все так просто? Следующий объект – Министерство сельской жизни. Сидящая на вахте женщина с резким голосом, помимо моего имени, не спрашивает ничего. Она любезно протягивает карту посетителя, но зовет ко мне чиновника из отдела администрации. «Вы из какой фирмы? Не понимаю. Кто вас сюда прислал? С кем у вас договоренность? У нас здесь обычно работает другая фирма». На это я могу ответить лишь уклончиво: начальство послало; наверное, да; в графике стояло; не помню. Это не срабатывает, и женщина посматривает косо: «Позвони своему начальству и выясни», - приказывает она.

Я соглашаюсь, но ведь начальства никакого нет. Хватаю лестницу и потихоньку двигаюсь к двери, как будто ища номер в телефонной книжке. “Звони здесь! Оставь лестницу здесь!” – слышу позади. Чувствую, что было бы умно в этой ситуации обидеться, как тинейджер, - с какой стати она не дает мне делать мою работу! “Ну, наверное, я попал не в то здание! Я выйду и позвоню там!” – говорю я ей. Выхожу и надеюсь, что рассказ обо мне не начнет распространяться по министерствам.

Министерство сельской жизни никого не пустило

“Согласно порядку работы Министерства сельской жизни, на вахту был вызван ответственный чиновник административного отдела, который пояснил вам, что Министерство сельской жизни не заказывало данных работ, поэтому вас не пустили дальше вахты”, - сказала руководитель по связям с общественностью министерства Каролийн Лиллемяэ.

Прогулка по Таллиннской мэрии

После этого я направляюсь в Таллиннскую мэрию, куда несколько лет назад, минуя вахту, без проблем прошагали сотрудники КаПо и которая прославилась по всей Эстонии установленной в горуправе по инициативе нынешнего вице-мэра Калле Кландорфа камерой слежения.

Хватаю в автомобиле лестницу, прижимаю к уху телефон и делаю вид, что очень занят. Машу лестницей дежурному и говорю: “Я пришел проверить дымовые датчики”. Господин в форме муниципального полицейского интересуется, пришел ли я из “Hotronic” (фирма, проверяющая дымовые датчики в мэрии). Отвечаю, что нет, и выдумываю название фирмы. “Что, что? А, ладно, держи карточку”, - машет рукой охранник.

Иду на второй этаж и устанавливаю лестницу. Но потолок в здании таллиннской горуправы такой высокий, что даже при моем росте 196 см от него нет никакой пользы. Гуляю по коридору и считаю датчики. Заимствую у офисного работника ручку и на всякий случай делаю в блокноте пометки, потому что чувствую, как охранник следит за мной через камеры.

Примерно через десять минут охранник появляется на втором этаже и спрашивает, откуда я и что именно пришел делать. Поясняю, что пришел проверить наличие датчиков – это рутинная деятельность, чтобы коллега на следующей неделе смог проверить их на чувствительность и готовность к работе. “А-а, тогда да. Да-даа”, - тянет он и спрашивает меня как специалиста о чувствительности датчиков. Охранник мэрии возвращается на вахту, а я направляюсь на третий этаж.

Я и там прохожу по помещениям и считаю датчики, как вдруг слышу, как приближается мужчина, страдающий одышкой, он протягивает мне телефон. На другом конце линии заместитель человека, отвечающего за администрирование здания, который начинает спрашивать обо мне. Мы договариваемся, что я позвоню своему начальству и уточню ситуацию. Я решаю уйти.

Примерно через четыре часа на портале Delfi появляется статья под заголовком «Работник Eesti Meedia проник в горуправу». После разоблачения его отправили восвояси». Горуправа сумела установить мою личность, очевидно, благодаря МуПо, проверившей номер нашего автомобиля. По требованию вице-мэра Калле Кландорфа город подает заявление в полицию. Кландорф как бывший следак говорит об установке камеры наблюдения в душевом помещении горуправы, что далеко от истины.

Кландорф заявил в полицию

“То, что Вы прикрываете свое нарушение журналистским экспериментом, еще раз показывает некорректность вашей редакции. То, что Вы под фальшивым предлогом вторглись в здание, наказуемо. Таллиннская горуправа охраняется как надо и в достаточной мере, иначе бы Вас не поймали. Наши сотрудники относятся к тем, кто выполняет работу, вежливо и с почтением, к сожалению, и тогда, когда те врут. Но шила в мешке не утаишь, и это еще раз показывает, что после того, как Вы побывали в душевой, Вас поймали на третьем этаже. Ошибка нашего работника состояла в том, что он не вызвал полицию и не дал доставить Вас в полицию. Этого бы не случилось, если бы я был в здании. Своими действиями Вы мешаете полиции реагировать на подлинные нарушения”, - заявил вице-мэр Таллинна Калле Кландорф.

Новость о внезапной проверке - как с гуся вода

Приостанавливаю эксперимент на неделю и составляю новый план: в Департаменте окружающей среды локальная неисправность электричества и необходимо попасть к электрощиту.

У входа меня приветствует на вахте говорящий по-русски господин, с которым мы на ломаном языке приходим к взаимопониманию, что мне точно нужно попасть на третий этаж. Он протягивает мне ключи от шахты лифта и отправляет меня в Департамент окружающей среды. Вхожу, трудовые пчелки меня приветствуют. Делаю круг по конторе и вхожу в офисные помещения. Нахожу электрощит, где открывается вид на множество проводов. Теоретически можно было бы отключить всю электросистему здания.

Поскольку ключей от кабинетов руководства мне не дали, пробую просто постучаться к ним в дверь. Получается – указываю взглядом на дымовые датчики и попадаю в помещения руководства. Кажется, никто больше не помнит новость недельной давности. Снова беру на себя роль проверяющего дымовых датчиков.

Департамент окружающей среды: уровень охраны достаточный

“Помещения Департамента окружающей среды находятся под видеоохраной и работники обучены/проинструктированы.

Также посторонние лица не могут получить доступ к документам, поскольку все дигитализировано, и ИТ-система автоматически закрывает аккаунты на компьютерах, когда работник выходит из-за стола.

Поскольку в одиночку в помещения Департамента окружающей среды никто попасть не может, а помещения оснащены приборами видеонаблюдения, Департамент окружающей среды считает принятые меры достаточными, исходя из анализа рисков”, - сказал глава общего отдела Департамента окружающей среды Индрек Туулик.

Вторжение в аэропорт, или Миссия невыполнима

Никто из коллег не верил, что мне удастся куда-то проникнуть в Таллиннском аэропорту. Аэропорты – вообще самые охраняемые здания. Иду к аэропорту с лестницей на плече. Вижу дверь, через которую постоянно входят и выходят двое молодых людей. В какой-то момент я пытаюсь войти за ними, но в последний момент передумываю, так как замечаю в дверях охранника, следящего за аэропортом через камеры. Я почти попался в ловушку.

Вдруг из помещения выходит молодой человек, взгляд которого останавливается на мне. “Отсюда можно пройти к офису?” – спрашиваю его. “Какому офису?” – спрашивает он в свою очередь. “Меня вызвали, я должен был отнести лестницу”, - загадочно отвечаю я. “Кто вас вызвал? Что вы собираетесь здесь делать?” – спрашивает молодой человек.  Отвечаю, что пришел проверять дымовые датчики и меня направляют к стойке информации. Но я вместо этого следую за женщиной в куртке аэропорта, чтобы где-нибудь проскользнуть вслед за ней. Однако она направляется на контроль для пилотов и стюардесс, куда можно попасть только с помощью чипа. Я разворачиваюсь – я не буду снимать с себя микрофон и провода от камеры, да и чипа, чтобы пройти дальше, у меня нет.

В здании сотни камер, в зале ожидания пассажиров разгуливают несколько охранников и вооруженных полицейских. Возникает паранойя. Каждый проходящий страж правопорядка кажется мне подозрительным. Я уже полчаса разгуливаю там с лестницей. Неужели меня действительно никто не замечает?

Вижу, что на втором этаже находится офисная зона, куда можно попасть без карточки с чипом. Делаю там небольшой круг и отправляюсь ждать с лестницей к закрытым дверям конторы. В какой-то момент ко мне подходят говорящие по-турецки мужчины в костюмах и впускают меня. Но оттуда из конторы никуда не попасть. Спускаюсь на нулевой этаж, где находится зона отдыха для работников и среди прочего VIP-зона. Я хожу там по коридорам и помещениям и, наконец, через парковку для сотрудников аэропорта выхожу из здания.

Таллиннский аэропорт: мы и сами заинтересованы в результатах

“Мы за участие в журналистских экспериментах, но на будущее с теплотой рекомендуем перед этим связаться с нами и договориться о проведении эксперимента, поскольку мы и сами заинтересованы в результатах.

На нулевом этаже находятся помещения для отдыха и переодевания сотрудников аэропорта, а некоторые другие проходы в аэропорту созданы для более удобного и быстрого использования сотрудниками”, - сказала руководитель по связям с общественностью аэропорта Маргот Хольтс.

Двухневный тур по конторам EAS и Кассы по безработице

На первом этаже офиса EAS, занимающегося раздачей денег предприятиям, проблем не возникает. Говорю, что пришел зафиксировать наличие дымовых датчиков, и меня пропускают.

Хожу по первому этажу, задрав нос к потолку, с блокнотом в руках. Выясняется, что кабинеты руководства на верхнем этаже, но туда можно попасть только с картой посетителя. Секретарь звонит начальству и спрашивает, спустится ли кто-то за мной. “Да-даа. Дай ему карточку Saku Lätte», - говорят секретарю.

С этой карточкой я могу войти в любое помещение EAS. В том же здании находятся помещения руководства Кассы по безработице. Чтобы туда попасть, даже не нужна карточка, поскольку сотрудник Кассы раскрывает передо мной дверь, чтобы я вошел вместе с лестницей. И секретарь на меня даже не посмотрел. Гуляю по помещениям, глядя в потолок, и ухожу. Когда я прихожу в редакцию, выясняется, что именно в тот момент, когда я вошел в двери EAS, аккумулятор камеры разрядился. Чего там, на следующий день я вновь вхожу в эту дверь – четвертый этаж ведь я накануне не обошел.

На следующее утро у меня вообще ничего не спрашивают, секретарь дает мне карточку, и я гуляю по зданию. С вахтером, сидящим в стеклянном кубике, я за два дня перемолвился лишь парой приветствий.

EAS: речь идет о человеческой ошибке

“В свете эксперимента Postimees мы признаем, что бюро должно было бы устанавливать личность и его работодателя на основании документов. В этот раз была допущена человеческая ошибка, поскольку эксперимент пришелся на ту же неделю, что и проверка пожарной безопасности, заказанная Riigi Kinnisvara AS, в связи с чем сотрудник нашего бюро связал обход дымовых датчиков с действиями в рамках контрольных учений, поэтому утратил бдительность.

Мы сделали из этого случая выводы, дополним и ужесточим принципы и процедуры охраны и напомним всем работникам о требованиях по обеспечению безопасности”, - сказал руководитель по связям с общественностью EAS Эгерт Пухм.

Пришло время попытаться проникнуть в министерство, координирующее внутреннюю безопасность – здание МВД в Старом городе. Камеры на каждом углу. Чувствую, что все смотрят на меня с подозрением. В одной руке лестница, в другой телефон – вдруг ничего не спросят. Вхожу в дверь с телефоном в руке и вижу, как на меня подозрительно смотрит мужчина в полицейской форме. Я не сразу начинаю общаться с вахтером. Жду, пока мужчина в мундире уйдет, но после первого приветствия женщины, сидящей за стеклом, он подходит к дежурной.

“Кто тебя сюда прислал?”

“Начальство прислало”.

“Кто твой начальник?”

“Юри”.

“Давай сэкономим время, Я понимаю, что речь идет о каком-то журналистском эксперименте”.

Так вышло. Кажется, информация стала распространяться.

Попытаюсь проникнуть в Суперминистерство. Хватаю лестницу и топаю к главному входу. Рядом с домом замечаю, что к зданию подъехал микроавтобус и ворота еще открыты. Я едва успеваю с двухметровой лестницей, но делаю 6-7 быстрых шагов и проскакиваю в ворота.

Стою у черного хода в Суперминистерство, где что-то таскают повара, которым я совершенно не мешаю. Прохожу по коридору и вижу, что для того, чтобы пройти дальше, нужна карточка. Жду пару минут и вижу, как открывается дверь. Двигаюсь к ней, чтобы ухватиться за ручку, но замечаю, что оттуда выходит полицейский. Он явился туда из-за меня. Решаю, что не буду бузить и честно все рассказываю.

За полторы недели мне удалось погулять по шести учреждениям публичного сектора, полиции не пришлось вмешиваться ни разу. И вот я здесь, во дворе Суперминистерства, руки в ожидании наручников сзади, лицом к стене.

“Что же я снимаю со спины, я же хочу увидеть лицо в кадре, чтобы вывесить фото в нашей системе”, - говорит руководитель охраны Суперминистерства за моей спиной. Поворачиваюсь и понимаю, что наручники на меня не наденут. Меня фотографируют и отпускают.

Пыхьяская префектура: мы рассказали о финском эксперименте всем сотрудникам

“На охраняемых нами объектах все входы находятся под усиленной охраной. Естественно, мы в курсе новостей и рассказали о проведенном в Финляндии эксперименте всем нашим сотрудникам, но в случае данного эксперимента мы не знали заранее о вашем приходе. Поскольку вы попытались проникнуть через ворота для автомобилей и вошли под прикрытием фургона, это сразу бросилось в глаза нашим охранникам. Как правило пешеходы не входят на объект через автомобильные ворота, и при открытии ворот за ними всегда наблюдают с удвоенным вниманием.

Безопасность зданий обеспечивается прежде всего для обеспечения безопасности работающих там людей. Но это можно гарантировать лишь в сотрудничестве с теми же людьми, которые могут способствовать безопасности тем, что соблюдают установленные правила повседневного поведения.

Все всегда зависит от причины, по которой человек пытается попасть на объект. В связи с самовольным проникновением можно возбудить дело по статье 266 Пенитенциарного кодекса”, - сказал глава дежурного бюро Пыхьяской префектуры Айвар Ридамяэ.

На задворках Суперминистерства репортера задержал полицейский, который запечатлел ситуацию на фотографии.
На задворках Суперминистерства репортера задержал полицейский, который запечатлел ситуацию на фотографии. Фото: PPA

Результаты:

SA Innove – вахтер впустил

Министерство сельской жизни – сотрудник администрации не впустил

Таллиннская горуправа – вахтер впустил

Департамент окружающей среды – вахтер впустил

Таллиннский аэропорт – работники впустили на закрытую территорию

EAS – секретарь впустил

Касса по безработице – работники впустили

МВД – не впустили

Суперминистерство – не впустили

МВД: каждое учреждение само отвечает за свою безопасность

По словам заведующего отделом охраны правопорядка и криминальной политики Вейко Коммусаара, должно быть элементарным, что входящих в здание проверяют, однако за безопасность здания каждое госучреждение отвечает самостоятельно.

Как заметил Коммусаар, эксперимент показал, что эстонское общество доверчиво и люди не боятся, что кто-то может злоупотребить системой. “Другая возникшая мысль, что проникнуть на объекты, охраняемые полицией, не удалось. В этих учреждениях и уровень безопасности существенно выше, и внедренные процессы работают”, - сказал Коммусаар.

“Несомненно, каждое учреждение должно работать так, чтобы в его здание не попадали посторонние лица, и проверять, действительно ли человек, представляющийся инспектором или представителем какого-либо учреждения, является тем, за кого себя выдает. Попросить предъявить документы и узнать, кто пришел и к кому, должно быть элементарным требованием”, - сказал Коммусаар.

Если госучреждение чувствует, что сделанного для безопасности недостаточно, чтобы обеспечить ее на объекте, всегда есть возможность обратиться за советом к экспертам, для этого есть Департамент полиции и погранохраны, а на других объектах, где государство не назначило охрану и не ввело других требований, – к охранной фирме.

Зона ответственности МВД координирует обеспечение безопасности таких зданий, которые обозначены как объекты, находящиеся под государственной охраной, или где установлена полицейская охрана, а за обеспечение безопасности администратор каждого объекта отвечает сам.

В случае других учреждений за безопасность сотрудников и посетителей отвечают сами учреждения. Каждому стоит всегда спрашивать у людей, ходящих по зданию, если они раньше их не видели, кто они такие и что они там делают.

Журналист Yle предпринял попытку летом

Финское телерадиовещание Yle летом провело эксперимент, в ходе которого проверялось, насколько просто журналисту, замаскированному под строителя, проникнуть в здание госучреждения. Попытка Yle обнаружила недостатки в системах охраны финских госучреждений, поскольку на 10 объектах из 11 журналист с лестницей и в комбинезоне легко получил доступ в помещение.

Наверх