Роковым стало наплевательское отношение эстонского руководства

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Эстонский филиал Danske.
Эстонский филиал Danske. Фото: Tairo Lutter

Обнаруживший недостатки в работе эстонского филиала Danske и доказавший их эксперт говорит в Postimees о закулисье своей работы. «Задним числом приятно отметить, что мы оказались в совершенно правильном месте», - говорит он.

К 2013 году финансовой инспекции, осуществляющей в Эстонии надзор за банками, было ясно, что в местном филиале Danske дела очень плохи. Сигналы о проблемах поступали и из других мест.

Самые светлые головы финансовой инспекции, специалисты в сфере отмывания денег поставили перед собой цель: бизнес Danske с рисковыми нерезидентами необходимо изгнать из Эстонии. До первых сигналов о том, что через эстонский филиал проходило такое количество подозрительных денег, тогда оставалось еще четыре года.

Последовала трудная работа: за год самый опытный эксперт финансовой инспекции по препятствованию отмыванию денег вместе с коллегами собрал тысячи страниц доказательств – выписки со счетов клиентов, договоры и прочее. Также он выбрал пару десятков потенциально рискованных клиентов эстонского филиала Danske, чтобы заглянуть в выписки с их счетов.

После этого он проработал сотни договоров и на месте провел десятки часов бесед как с тогдашним руководителем банка Айваром Рехе, так и с другими работниками.

Попали в цель

Все это увенчалось в конце 2014 года отчетом, который инспекция представила в банк. На трехстах с лишним страницах перед банковским руководством открывалось суровое отражение действительности: банк оказался не в состоянии контролировать деятельность рискованных нерезидентов и доказать, что эти клиенты заслуживают доверия. В 2015 году Danske прекратил обслуживать нерезидентов в Эстонии. Нет сомнений, что системные недочеты связаны с руководством филиала. Каждый банк должен понимать свою деятельность от А до Я.

“Это как искать иголку в стоге сена”, - говорит один из экспертов финансовой инспекции, работа которых привела к сворачиванию бизнеса нерезидентов в эстонском филиале банка (в связи с характером его деятельности мы не называем его имени, и, естественно, некоторые детали дела Danske он уточнять не имеет права).

Под поиском иголки в стоге сена он подразумевает, что в течение многих лет через эстонский филиал Danske проходили десятки миллиардов евро, но одно это давало следственным органам очень мало информации. Настоящая работа предполагает умение кое-что увидеть за кричащими цифрами и найти в них нужные вещи. Это включает в себя анализ десятков тысяч сделок и обнаружение в них сомнительных закономерностей.

Каковы эти методы, эксперт не может рассказать, поскольку это нанесет ущерб процессуальным действиям в будущем. Однако он говорит, что все начинается с постановки задачи: какой банк взять на мушку, на каких рисках сосредоточиться и в сделки каких клиентов заглянуть. Это тоже занимает время, поскольку суммарный оборот платежей в эстонских банках достигает триллионов, а не миллионов или миллиардов евро.

Информация о том, на чем нужно сосредоточить расследование, может прийти, например, из бюро данных по отмыванию денег или от определенного человека. В случае Danske было ясно, что сосредоточить расследование надо именно на бизнесе нерезидентов.

Банк не сделал свою работу

Самая масштабная часть работы состояла, по его словам, в обработке материала, будь то выписки со счетов или договоры и IP-адреса. Кто является сторонами сделки, какова логика этих сделок? Следует учесть и то, что сомнительные сделки обычно начинаются в государствах, которые не сотрудничают, или переходят в них. Также финансовый надзор видит во всей схеме лишь один слой движения денег.

В каждой сфере приходится погружаться в особенности конкретного бизнеса и затем смотреть, являются ли представленные в ходе сделки данные правдоподобными. “На самом деле, это работа банка. Он должен задавать эти вопросы клиенту”, - говорит эксперт.

Жизнь показала, что банки зачастую не задают этих вопросов. У этого есть две причины: они либо не умеют, либо не хотят этого делать.

О последнем свидетельствует и то, что руководство плюет на уменьшение рисков и вместо этого сосредоточивается на бизнес-интересах.

Было ли так и в Danske, финансовая инспекция вчера не прокомментировала.

Наверх