Алексей Яшин: ситуация в русской школе плачевная, даешь объединение! (4)

, член политического движения "Эстония 200"
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Снимок иллюстративный
Снимок иллюстративный Фото: SCANPIX

Впереди жителей Эстонии ждет политически жаркая весна 2019 года. В марте электорат будет выбирать 14-й созыв Рийгикогу, а уже в мае - семерых евродепутатов. 

Кто будет формировать будущую коалицию – остается только гадать, но реформа системы образования будет на повестке дня в любом случае. В связи с этим я хочу рассказать читателям о своей мечте - о школе, где все дети Эстонии будут учиться вместе, невзирая на родной язык и национальность. Будучи активным гражданином, который интересуется жизнью государства и пытается внести свой вклад в перемены, я уже давно рассуждал на данную тему в кругу своих русскоязычных друзей. Ни один из них не был против соединения школ, а некоторые желают этого настолько, что готовы заниматься добровольно продвижением этой идеи.

Единая школа Эстонии моей мечты – это место, где русский язык и культура будет позиционироваться как сильная сторона, и их изучение будет доступно по выбору с первого класса в регионах и городах с соответствующим спросом. Также Эстонии будет нужен один, а при большем спросе несколько русских лицеев, на уровне таких флагманов эстонского образования как Английский колледж и Французский лицей. Эти лицеи будут служить окном в русскую культуру, при этом они должны базироваться на единой эстоноязычной системе, чтобы дети из эстонских семей смогли при желании в них учиться.

Если бы мне предложили заняться реформой уже сегодня, то первым делом я бы сделал из каждого русского класса в Ида-Вирумаа класс языкового погружения, так как эстонских детей на данный момент там не хватает (не считая Йыхви и Кивиыли). Также я бы продумал мотивационный пакет для того, чтобы пригласить туда больше эстоноговорящих педагогов. Каждый город и регион нуждается в отдельном разборе и составлении соответствующей концепции. Однако в общем и целом принцип везде одинаковый – создать как можно больше общего и безопасного пространства.

Для этого учителя единых школ должны будут пройти отдельное обучение под руководством экспертов по интеграции. Предметы, на которых не нужно филигранное знание эстонского языка (например физкультура, музыка, искусство), эстонские и русские дети должны проходить с самого начала вместе. Для детей, которые отстают или не справляются по причине незнания языка, должны быть организованы дополнительные уроки эстонского. Крайне важные моменты порой не всегда бросаются в глаза. А именно, дети должны быть вместе на всех школьных и государственных праздниках, начиная от Дня Знаний и кончая масленицами.

Разумеется, самое разумное – начать данный процесс объединения уже в детском саду.

Знание языка без контакта между группами – пустая трата времени и ресурсов.

На сегодняшний день реалии общества Эстонии преподносят нам занимательную статистику. По самым свежим данным мониторинга интеграции, знание эстонского языка среди неэстонцев возросло значительно, особенно если сравнить с цифрами 15-летней давности. Однако сегрегация по национальному признаку всё равно возросла (по крайней мере в Таллинне). Это выражается в уменьшении контакта между представителями разных национальностей на рынке труда, в школах и в повседневной жизни. Если для вас это не является проблемой, то хочу уверить в обратном.

Чем меньше контакта между группами, тем больше недопонимания между их субъектами, так как отсутствует полноценная информация об отдельных представителях. Это положение очень активно используется некоторыми политическими партиями или же авторами различной пропаганды в своих целях. Члены партий настраивают людей против друг друга для электоральной выгоды. Пропагандисты сеют семя раздора, чтобы общественная ситуация в стране была менее стабильна. Если мы не можем свести людей на рынке труда или в свободное время, то система образования подходит идеально для конструирования общества будущего. В моем видении единая школа Эстонии – гарант единства эстонского общества.

Стоит упомянуть, что социально экономически в самом невыгодном положении в Эстонии находятся русскоговорящие женщины. И в целом, качество жизни русскоговорящих в Эстонии, к сожалению, отстаёт от эстоноговорящих по многим параметрам. Объединив школы, мы уравняем перспективы наших детей, и будущие поколения смогут избежать этой социологической ловушки.

Историческая предрешённость

Повсюду говорят о демографическом кризисе как в Эстонии, так и у многих наших европейских партнеров. Особенно ярко эта проблема выражается в сфере образования. Старые специалисты выходят на пенсию, а новые не спешат приходить им на смену. Из исследования TALIS от 2014 года, средний возраст учителей Эстонии – 48 лет. Каждый житель Эстонии на данном этапе должен быть заинтересован в повышении зарплат учителям и улучшении их условий труда, предлагая им различные бонусы от государства.

Насколько мне известно, в русских школах ситуация еще более плачевная – средний возраст тамошних учителей ещё примерно на 10 лет выше. Последняя большая волна специалистов, которые получили полноценную подготовку на русском языке, была 30 лет назад, в основном в лице выпускников Ленинградского педагогического института. На данный момент в Эстонии учителей больше не готовят преподавать науки на русском – система высшего образования и ограниченность ресурсов не позволяют. Однако нам этого и не надо. Не стоит искусственно поддерживать два параллельных общества, которые являются причиной многих проблем.

Институт русской школы дискриминирует учеников

Будучи выпускником русской школы и в то же время учеником Тартуского университета, я осознал для себя весьма неприятный факт – все 12 лет школы я был ограничен в возможностях, и эти слова может подтвердить большинство моих русскоговорящих сверстников. Одно дело – недостаточное знание языка, так как не хватало среды и контактов с эстонцами. К слову, по этой причине некоторые выпускники русских школ лишены возможности учиться в университетах Эстонии и перспективы достойной жизни на своей родине. Не хочу усомниться в профессиональности многолетнего опыта учителей русских школ, но после общения со своими эстонскими сверстниками у меня сложилось впечатление, что учителя в их школах более открытые и чаще используют инновационные методики преподавания. Отношение к ученику в эстонских школах более индивидуальное, и ученические самоуправления занимают более значимую позицию в школьной иерархии. Более того, самая актуальная информация о возможностях саморазвития, международных программах и обменах далеко не всегда доходит до учеников русскоязычных школ. А самая вероятная причина тому - учителя русских школ не всегда находятся в эстоноязычном инфопространстве, где сконцентрировано больше всего предложений и перспектив.

Со всей эмпатией к ближним и дальним соотечественникам я желаю качественного и полноценного образования для каждого ребенка Эстонии. Самый первый, а также важнейший шаг в этом направлении – объединение русской и эстонской школы. Это активно поспособствует формированию нашего общего будущего, в котором возможности русскоязычных и эстонцев будут уравнены и больше не будет разделений и «параллельных обществ».

Комментарии (4)
Copy
Наверх