Количество жителей столицы растет – за последние годы численность таллиннцев увеличилась на 5000 человек. Это означает, что движение становится плотнее, а пространства для него остается все меньше. Отмечающийся завтра Международный день отказа от автомобиля обращает большее внимания на эту проблему, но в длительной перспективе он привычки людей не изменит, пишет в Postimees исполнительный директор Bonava Eesti OÜ Тимо Рийсмаа.
Тимо Рийсмаа: такая борьба с машинами не заставит таллиннцев отказаться от автомобилей (4)
Согласно данным Eurostat, в Эстонии на 1000 жителей приходится 534 автомобиля. С этим показателем мы входим в десятку ведущих стран Европы, уступая только Германии (546) и Швейцарии (537), но обгоняя Бельгию (503), Норвегию (502), Швецию (477) и Данию (429).
Как Скандинавия, так и европейские страны работают в том направлении, чтобы жители отказывались от личных автомобилей. Уже сейчас у молодых людей Лондона, Амстердама, Копенгагена или Стокгольма покупка машины не входит в число приоритетов. Почему же в Таллинне ситуация совершенно противоположная?
Прежних методов недостаточно
И наши отцы города борются с машинами. Введен бесплатный общественный транспорт, расширены зоны платной парковки, стоимость парковки постоянно растет, а для автобусов и велосипедов выделены отдельные полосы. Но при этом исследования удовлетворенности общественными услугами Таллинна показывает, что если в 2013 году общественный транспорт в качестве средства передвижения использовал 61 процент жителей, то в 2017 году это делали всего 46 процентов горожан.
Вероятнее всего, причина кроется в слабой организации общественного транспорта, из-за чего поездка на общественном транспорте до пункта назначения требует больше времени, и из-за своей медлительности он часто создает неудобство. Сейчас дорога из Мустамяэ с улицы Таммсааре до находящегося на окраине Ласнамяэ музея «Куму» на машине занимает 15-20 минут. А на автобусе потребуется около 45 минут, плюс пересадка на половине пути. Что выберете? Общественный транспорт может быть бесплатным, но если он неудобный, это не принесет ожидаемых изменений, и горожане не подумают от отказе от автомобиля.
В качестве альтернативы можно говорить о движении на велосипеде, но состояние наших столичных велосипедных дорожек вызывает беспокойство – их или недостаточно, или они опасные и половинчатые. Что, например, делать, если дорога неожиданно заканчивается посреди пути?
Вызывающие вопросы городские парковочные нормативы
Кроме того, многие руководители самоуправлений способствуют покупке автомобилей, требуя от застройщиков обеспечивать парковочными местами новые дома в неразумном объеме.
Согласно плану развития организации парковки в Таллинне, в центре города количество парковочных мест для новой квартиры составляет 1-1,6, а на окраинах 1,4-2 парковочных места. У самоуправлений, окружающих Таллинн, этот норматив еще более абсурдный. Например, волость Харку хочет, чтобы у каждой новой квартиры было 2,4 парковочных места.
Такие требования противоречат европейским тенденциям застройки, и отрицают пропаганду использования общественного транспорта. Для сравнения – в Хельсинки и Стокгольме застройщики должны в среднем гарантировать наличие 0,5 парковочного места.
Если парковочное место уже обеспечено, то скорее всего житель легче примет решение о покупке машины, и прямой потребности в отказе от личного автомобиля у него не возникнет. Мы действительно богаче настолько других стран Европы, что подталкиваем семьи покупать больше машин, двигаясь на них наперерез общей тенденции?
Для борьбы с перенасыщением машинами Таллинну нужно повысить качество общественного транспорта и осовременить линии, нужно обеспечить город действующими и удобными дорожками для легкого транспорта, а также создавать меньше парковочных мест. В результате этого многие будут готовы отказаться от личной машины.
Я приветствую недавно поднятую руководством города тему, согласно которой хотят отказаться от требования создания парковочных мест при строительстве новых домов в Каламая. Таким образом, людям дается сигнал, что в этом районе ждут тех, кто предпочитает пользоваться общественным и легким транспортом. По тому же принципу можно было бы действовать и в других районах, поддерживая метод параллельно с изменением общественного транспорта и велосипедных дорожек, делая их более удобными и безопасными.
Процесс борьбы с автомобилями должен быть продуманным и целостным. Таким, чтобы и местные жители его понимали и хотели в нем участвовать. Только так можно сделать понятным, что доступ к парковочным местам и выбор машины как первого средства передвижения, это не право человека, а большое удобство, которое при все растущей численности населения Таллинна в ближайшем будущем в том же виде мы себе позволить не сможем.