Эстонское государство поставит тех, кто получил гражданство по ошибке, перед фактом (9)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Супруги Алли и Александер имеют эстонские корни. И Алли,  ее живущий в Эстонии внук Глеб являются гражданами Эстонии по ошибке.
Супруги Алли и Александер имеют эстонские корни. И Алли, ее живущий в Эстонии внук Глеб являются гражданами Эстонии по ошибке. Фото: Erakogu
  • В зоне риска, возможно, сотни людей. Целые семьи
  • Люди узнают, что не являются гражданами, когда приходят за паспортом
  • Государство предлагает сохранить гражданство, но есть условие

Очевидно, сотен людей, которые до сих пор думали, что получили эстонское гражданство по рождению, при обновлении паспорта ждет сюрприз: гражданства у них, оказывается, нет, пишет Postimees.

В конце августа проживающая в спорном абхазском регионе эстонка Алли (57, фамилия редакция известна) отправилась к сыну и дочери, живущим в Эстонии. 10 сентября дочь родила Алли третьего внука. Заодно Алли сходила в Департамент полиции и погранохраны обновить свой паспорт, срок действия которого истекал.

Уже когда она находилась в Абхазии, ее догнал ответ из департамента: Алли не является гражданкой Эстонии по рождению. А стало быть, и ее проживающие в Эстонии дети и внуки.

“При первичной выдаче паспорта гражданина Эстонии и удостоверения личности вас определили как гражданку Эстонии по ошибке”, - сообщил Департамент полиции и погранохраны Алли, которая получила эстонский паспорт в 2013 году.

Вероятно, в 2003-2015 годах департамент предоставил гражданство на тех же основаниях, что и Алли, сотням лиц. Теперь все это считается ошибкой. Государство ведет работу над ошибками, и, очевидно, эту новость сами люди узнают, когда пойдут обновлять документы.

Паспорт как автобусный билет

Неприятный сюрприз департамент уготовил и Артемию Альтману (35), который живет сейчас в Москве, но родители которого проживают в Эстонии и также являются гражданами. Альтман получил эстонское гражданство в 2013 году по своему отцу. В этом году он первый из всей семьи пошел менять паспорт и раньше отца услышал о том, что все же не является гражданином Эстонии по рождению. Его отца Эрнста Альтмана и мать Елену, живущих в Нарве, ждет то же самое, когда они пойдут менять документы.

По сути, департамент говорит, что эстонское государство загладит свою ошибку тем, что все же даст этим людям гражданство, поскольку простой человек не виноват в ошибке чиновников. Однако при этом ставится условие, чтобы человек отказался от всех других гражданств. 

“С Артемием Альтманом Департамент полиции и погранохраны не допустил никакой ошибки”, - категоричен представляющий его нарвский юрист Александр Гамазин. По его словам, эстонский паспорт – это не какой-то автобусный билет, после использования которого заканчиваются все права пассажира. Юрист говорит, что, когда Артемий в 2013 году получил гражданство, его отец Эрнст уже был гражданином Эстонии. “Он им является до сих пор, живет в Эстонии в своей квартире и получает пенсию”.

Ящик Пандоры открыло в этом году решение Госсуда, согласно которому, эстонцы, покинувшие страну до создания Эстонской Республики, все же не являлись гражданами Эстонии, а, стало быть, их потомки не могут быть гражданами по рождению. Но только что созданное государство в то время выдавало мигрантам свидетельства о гражданстве по желанию, что и вызвало нынешнюю неразбериху.

Если раньше департамент выдавал потомкам эстонцев паспорта на основании этих свидетельств, то в какой-то момент было решено, что это неправильно. Чиновники, изучая Тартуский мирный договор и связанные с ним архивные документы, сочли, что свидетельства о гражданстве предков были действительны лишь в том случае, если люди в течение года переехали в Эстонию из России, Абхазии и других мест, в которых они находились.

Спорам положило конец решение Госсуда от этого года, согласно которому была легализована новая практика Департамента полиции и погранохраны. Теперь ведомство по одиночке оповещает тех, чьи предки не вернулись вовремя в Эстонию, что они не являются гражданами Эстонии по рождению, а паспорт им был выдан по ошибке.

“Мы обнаружили, что они не являются эстонскими гражданами. Им по ошибке был выдан паспорт гражданина Эстонии, т.е. в юридическом смысле они никогда не были гражданами Эстонии”, - пояснила ведущий специалист бюро гражданства и международной защиты департамента Пилле Кюйт.

По словам чиновницы, у государства нет представления о том, сколько насчитывается таких “граждан по ошибке”. “Такой статистики нет, трудно сказать даже приблизительно, поскольку это касается целых семей, а период 2003-2015 слишком длинный”, - сказала Кюйт, добавив, что она склонна считать, что этих людей не десятки, а сотни.

Что теперь с ними будет? По сути, департамент говорит всем, что эстонское государство загладит свою ошибку и все же предоставит им гражданство, поскольку простой человек не виноват в ошибке чиновников. Однако при этом ставится условие, чтобы человек отказался от всех других гражданств. Иначе гражданином ЭР он стать не сможет.

“Двойное гражданство не разрешено”, - подтвердила Кюйт.

Но для большинства это станет проблемой, так как у них две родины. Поскольку по Конституции никого нельзя лишить гражданства по рождению, Алли и ее семья могли иметь гражданство Абхазии (которую никто не признает), Эстонии и России. Точно так же есть второе российское гражданство у Артемия и его семьи.

Историки анализируют

По словам Алли, ситуация ставит ее перед неудобным выбором. Если ее живущие в Эстонии дети, очевидно, будут вынуждены отказаться от другого гражданства в пользу эстонского, то Алли ухаживает в Абхазии за своей 90-летней свекровью, держит там скот и сад. Абхазия – ее родина, куда еще до образования Эстонской Республики переехали вместе с многими другими эстонцами ее бабушка Альма и дедушка Якоб Рейльян.

В советское время Алли училась в Йыхви на повара, но сейчас она бывает в Эстонии, только чтобы повидать детей, которых она вырастила в Абхазии в эстонском духе и на эстонском языке. “Если бы паспорта не было, поездки стали бы очень сложными”, - признается она.

Сложным это делает Россия, которая с удовольствием использует отделенность абхазов. По сути, в Абхазии невозможно жить без российского паспорта.

“У нас так, что Россия платит им пенсию, а в Эстонию поехать и сейчас нельзя, потому что мать мужа стара, ей скоро исполнится 90”, - говорит Алли.

Пару раз в неделю абхазские эстонцы ходят через российскую границу в магазин, потому что там продукты намного дешевле.

Гамазин обжаловал решение по семье Альтман в суде, поскольку таким образом, по его мнению, прекратить действие эстонского гражданства нельзя.

МВД в свою очередь заказало историкам анализ, который дает обзор права на эстонское гражданство в 1918-1940-х годах, а также на тему того, каким было правовое значение и влияние тогдашних международных договоров. Он будет готов в конце этого года.

Наверх