Эстония должна стать государством головных контор. На каждого жителя Эстонии должно приходиться два человека, работающих в других государствах на принадлежащих эстонскому бизнесу предприятиях и платящих налоги в государственную казну Эстонии, считает предприниматель и член совета движения «Эстония 200» Прийт Аламяэ.
Прийт Аламяэ: необходимо разбить стеклянный потолок эстонской экономики (7)
Любой, кто знаком с демографическими прогнозами, либо сталкивался с вопросом найма работников, знает, что необходимы быстрые существенные изменения. Согласно прогнозам, к 2026 году на трудовом рынке Эстонии будет на 80 тысяч меньше работников, чем сейчас. В то же время, мы как общество не готовы принять такое количество иностранцев. Даже если производительность труда будет каждый год расти, наш ВВП через восемь лет останется на прежнем уровне, а затем пойдет на спад. Кого из нас устраивает такая ситуация?
По оценке «Эстонии 200», необходимо начать с того, чтобы экономические планы стали гораздо более амбициозными. Затем, исходя из этого, начинать менять бизнес-среду Эстонии так, чтобы предприниматели смогли реализовать эти амбиции. Стоит помнить, что все 100 процентов налогов – прямо или косвенно - государство собирает с предпринимателей.
Амбиции нашего государства должны быть таковы, чтобы и проживающие за пределами Эстонии люди начали бы работать на наши предприятия. Эстония из подрядчика и экспортера должна стать государством головных контор.
История нашей свободной экономики недолгая. Логично, что в 1990-х нам хотелось просто того, чтобы была работа и какой-то заработок, поскольку у нас не было ни капитала, ни ноу-хау. Теперь мы поняли, что, в роли страны-субподрядчика наши ожидания качества жизни не могут быть реализованы. В то же время самая большая амбиция государства – это экспортировать произведенные в Эстонии продукцию и услуги. Мы по-прежнему радуемся каждой, даже самой малой, иностранной инвестиции, а почти о каждой инвестиции в размере одного-двух миллионов евро обязательно говорят в прессе.
Для обеспечения дальнейшего развития в условиях сокращения населения наши амбиции должны быть нацелены на то, чтобы эстонские предприятия основывали или скупали фирмы за рубежом, а в них трудились бы иностранные работники. Можно было бы поставить цель, чтобы на каждого эстонца приходилось два человека, работающих в других странах на предприятиях, головная контора которых находилась бы в Эстонии. Налоги с зарплаты этих работников поступали бы в казну Эстонии.
Как государство сможет помочь предпринимателям, чтобы их бизнес смог вырасти настолько, чтобы начать скупать зарубежные предприятия? Для этого нужен капитал. Капитал Эстонии очень невелик, поскольку история нашего капитализма коротка. Как предприниматель с 20-летним стажем могу заверить – у капитала есть национальность. К примеру, если одну и ту же немецкую фирму хотят купить два предприятия – эстонское и финское, то для финского цена будет ниже.
Чтобы усилить эстонские предприятия, необходимо наращивать национальный капитал. Самый простой способ это сделать – обратить взгляд на пенсионные фонды. В пенсионные фонды с населения собрано в общей сложности четыре миллиарда евро. Ежегодно в фонды поступает 0,6 млрд евро. Однако, лишь 10 процентов этой суммы – т.е. 400 млн евро - инвестировано в эстонские предприятия, причем около 200 млн евро - в недвижимость.
Если до половины всех средств пенсионных фондов направить на развитие эстонских предприятий, это помогло бы значительно оживить экономику. Эстонские предприятия сейчас крайне малы, однако при поддержке они могли бы быть в несколько раз крупнее. Например, компания Tallink - единственное значимое по своим размерам в европейском понимании эстонское предприятие; при вливании дополнительных средств оно могло бы скупить еще больше судоходных фирм в регионе.
Наше государство сейчас занимается в основном поддержкой малого бизнеса. О более крупных национальных предприятиях не думают, поскольку существует понимание, что они должны справляться сами. Но на самом деле, крупные предприятия создают вокруг себя сеть мелких фирм. Образуются кластеры, которые приносят пользу всей экономике страны – так произошло с Nokia в Финляндии и Ericsson в Швеции.
Поэтому, если через пять лет половина средств пенсионных фондов была бы инвестирована в предприятия Эстонии, это означало бы около четверти миллиарда дополнительных инвестиций в эстонскую экономику. Это не было бы уже ставшей привычной схемой «миллион туда – миллион сюда», а стало бы значительным вкладом в предприятия, а соответственно, в повышение качества жизни населения.
Конкретные шаги, которые может предпринять государство для поддержки этой инициативы, могут быть различным. В первую очередь, необходимо оказывать содействие: амбиция и инновация возникают на базе хорошего образования и необходимых навыков. По большей части можно научить или переобучить наших людей, недостающую часть специалистов необходимо привлечь из других стран.
Политики должны понимать, что недостаток рабочей силы уже сейчас является очень серьезной проблемой, препятствующей росту бизнеса и вынуждающей предприятия закрываться.
Если, к примеру, в Йыгева находится предприятие, для функционирования которого необходимо десять человек, однако это предприятие способно найти лишь пятерых, то с его закрытием лишатся работы и эти пятеро, а государство потеряет одного предпринимателя, способного прокормить себя, свою семью и обеспечить работой других. Каждый предприниматель, каждый работодатель – это ценность для нашего государства и для нашей экономики. Предпринимателям необходимо больше доверять. Должны быть обеспечены такие элементарные потребности, как быстрый интернет, удобное авиасообщение – чтобы в Эстонии управление предприятиями и бизнесом было возможным.
Вместо политики сверхрегулирования нужно, напротив, устранить некоторые барьеры. Простой пример – налог на спецльготы. По нашей оценке, он давно себя изжил. А утверждение сторонников этого налога, что якобы, если его упразднить, то тогда работникам будут выплачивать зарплату и за посещение спортклубов, просто абсурдно.
Резкое сокращение численности трудоспособного населения - с точки зрения будущего нашего государства, самая болезненная тема. О демографической яме говорят уже 15 лет, однако поскольку это – сложная тема, вплотную ею предпочитали не заниматься. Такие меры, как привлечение на рынок труда людей с ограниченными возможностям и пожилого возраста, помогут смягчить проблему, но не устранят ее. Во-первых, необходимо сократить численность госаппарата, чтобы часть нынешних чиновников смогла применить свои знания и навыки в частном секторе. Во-вторых, нехватку профессиональных рабочих нужно решить хотя бы с помощью временной иностранной рабочей силы. Чтобы иностранные рабочие были заинтересованы приезжать в Эстонию, необходимо создать для них и их семей достойные условия жизни и труда. Иностранным студентам, обучающимся в эстонских вузах, для того чтобы они здесь остались и работали, нужно предлагать интересные возможности работы. Конечно же, и сама система образования должна в большей степени быть направленной на потребности частного сектора. Каждый ребенок – большая ценность для нашего государства, но рождающиеся сегодня дети начнут работать как минимум через 20 лет.
Необходимо открыть глаза на реальную ситуацию, начать понимать, что обозначенные выше проблемы, в том числе нехватка рабочей силы, уже сегодня дают о себе знать. Поэтому необходимо предпринять конкретные продуманные шаги для того, чтобы экономический рост Эстонии не обернулся спадом и чтобы наши дети жили не хуже нас.