Cообщи

Как семь лет обтяпывать свои дела и ни разу не попасться? (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Озеро Лахепера.
Озеро Лахепера. Фото: Keskkonnainspektsioon
  • Копает и копает в природоохранной зоне, а чиновники возмущаются
  • Герой избегает повесток и уклоняется от ответственности
  • На участке найдены следы, возможно, относящиеся к Каменному веку

Место действия: озеро Лахепера, когда-то бывшее Чудским заливом. Довольно грязное. В озере живут плотва, окунь, щука, карась, лещ, красноперка, линь, уклейка и язь. От озера получил свое название заповедник Лахепера – помимо этого озера он охватывает часть Чудского и небольшой клочок суши между ними. Заповедник входит в число природоохранных зон Natura 2000. Здесь гнездуются и останавливаются во время миграции птицы, нерестятся рыбы и растет молодая поросль.

Главное действующее лицо: владелец тартуского автосервиса Яано Рейма (42), владелец земли на северном берегу этого озера. Там с ним связано четыре участка. Прекрасное озеро, ничего не скажешь.

В 2011 году инспекторам окружающей среды бросилось в глаза, что в приодоохранной зоне Лахепера очищена заводь и построен канал для лодок, пишет Postimees. Для копательных работ было необходимо согласование Департамента окружающей среды, для работ на озере – еще  и разрешение на специальное использование. Кроме того, требовалось согласие RMK. Было необходимо оценить, как планируемые работы повлияют на природоохранную зону Natura 2000. Ни одного из согласований нет.

Инспекция окружающей среды возбуждает дело о проступке, извещает об этом Департамент окружающей среды еще до конца 2011 года. За день до Рождества Департамент окружающей среды отвечает, что копательные работы на берегу озера Лахепера предположительно не нанесли берегу необратимого ущерба, хотя изначальная береговая линия в ходе работ была изменена.

Природоохранная зона Лахепера.
Природоохранная зона Лахепера. Фото: Postimees

Плюет на запреты

На берегу свалены кучи земли, уже долгое время там растут те же растения, что были и до раскопок. Более высокий берег с течением времени становится ниже и начинает походить на другие, с более старыми лодочными каналами. Природа делает свое дело, Департамент окружающей среды пока настроен примирительно.

Проходит пара недель, Департамент окружающей среды снова рассматривает дело и находит, что ликвидация и восстановление прежнего состояния возникшей после раскопок ситуации нецелесообразно.

В 2012 году спутница жизни Рейма, Кайре Аарна, собственница одного из приозерных участков, получила денежный штраф. На этом все и закончилось. Аарна уведомили о том, что берег озера больше трогать нельзя, теперь природа должна справиться сама.

В тот же год Рейма получает согласие на приведение в порядок старого лодочного канала на участке до четырех метров длиной. С целью охраны среды обитания птиц и водных обитателей это просят сделать после 1 августа и до конца октября.

Проходит два года. Инспекция по окружающей среде обнаруживает, что на участках, связанных с Рейма, вновь ведутся работы. Берега и лодочный канал очищены от грязи на расстояние 15 метров от границы воды. Волость ничего не согласовывала.

Теперь чаша терпения Департамента окружающей среды переполнилась: на берегу срублены деревья, поверхность берега перепланирована, береговая линия изменена и выстроен новый лодочный канал. Работы к тому же частично велись не только на частной земле, но и на государственной. Никакого разрешения нет.

Берег засыпан песком, в озере утоплены валуны, чтобы укрепить берег. Откуда они взялись, неизвестно. Уничтожено более 200 метров естественной береговой линии вместе с растительностью, местами гнездования птиц, нереста рыб и хатками бобров.

Через год раскопки на озере Лахепера опять стали мозолить глаза инспекции. Снова на берегу в природоохранной зоне вырубили деревья, углубили озеро и укрепили берег.

Тот же список можно было продолжить и в несколько последующих лет. Работы на берегу озера продолжаются, ковши не простаивают.

В начале этого года инспекция получила сообщение, что на участке Рейма опять портят берег. Рейма не отвечает на извещения о возбуждении дела о проступке - ни на те, что отправлены по почте, ни по интернету. В последний раз инспекторы оставили ему извещение дома, когда он закрыл перед ними дверь.

С 2013 года в связи с Рейма было возбуждено три дела о проступке, но у всех истек срок давности (он составляет два года), поскольку он просто не дается в руки. Даже постановление о принудительном приводе в полицию не помогло. Рейма неуловим.

Этим летом в конторе южного отделения Департамента окружающей среды в Тарту собрались представители Инспекции окружающей среды, Департамента окружающей среды, Департамента сельского хозяйства и Департамента охраны памятников старины. Было решено записать прежние нарушения, попросить помощи у RMK и Тартуской волости. Срок действия всех прежних нарушений к тому моменту истек, поскольку Рейма избегал получения извещений.

Проходит неделя. Около озера Лахепера осматривает участки старший инспектор по подводному богатству Департамента охраны памятников старины Майли Ройо. Она видит мужчину, копающего с помощью экскаватора, узнает, что это Яано Рейма.

Чиновница сообщает об этом в Инспекцию окружающей среды. Когда приезжает инспектор, Рейма находится в комнате и не отзывается. Инспектор ломится в дверь. Вечером туда же подъезжает полиция, которая советует ходатайствовать в суде о принудительном доставлении.

Может сложиться впечатление, что Рейма все это вообще не интересует. Но все же это не совсем так. Google выдает запрос, где Рейма связывает повышенный интерес чиновников к происходящему c обострившейся конкуренцией между тартускими авторемонтными мастерскими. Бизнесмен хочет узнать в своем запросе, какие юридические лица подавали жалобы на его фирму Autoservice OÜ.

Каменный век

Рейма присутствует и на собрании НКО, созванном для улучшения состояния озера Лахепера, и предлагает убрать грязь с северного берега озера, чтобы сделать его более приятным для купальщиков.

Но этой весной выясняется, что Рейма тем самым навлек на себя новые проблемы. “Там в грязи были найдены объекты, указывающие на Каменный век. Когда-то озеро Лахепера было мельче. Там было поселение, относящееся к Каменному веку. Куски кремня, частично обработанные, частично необработанные. А также осколки керамики. Минимум 3000-4000 лет назад здесь было поселение», - говорит старший инспектор Департамента охраны памятников старины по Тартумаа Ану Кивирюйт.

“Мы не подобрались к этому участку. Мы уже в самом начале узнали, является ли человек, хозяйничающий на участке, его владельцем. Он очень тщательно это скрывал. Утверждал, что это не он, потом выяснилось, что все-таки он. У нас не было разрешения на бурение дыр в его саду”, - говорит чиновница.

Рейма бежит в дом и больше не отвечает на стук, жалуются чиновники. “И с нами тоже, они не “дискриминируют” ни одного чиновника”, - говорит Кивирюйт.

Глава тартуского бюро инспекции окружающей среды Танель Тюрна говорит о том, что в большинстве случаев Рейме убегал в свой дом или в баню. Потом другие утверждают, что никого нет дома.

Сейчас Департамент охраны памятников старины взял территорию под временную охрану. В программе геоархеологические исследования. О них планируется оповестить и Рейма, но его согласие больше не потребуется.

Попытки Postimees связаться с Рейма по двум номерам мобильного телефона были столь же безуспешны, сколько попытки чиновников в течение всех этих лет.

“Что ему передать? Это рабочий номер. Я передам, что вы звонили. Его сейчас нет в Эстонии. Я Марио”. Так вкратце звучит то, что нам удалось услышать по одному из номеров.

“Через час по другому номеру отвечает молодой мужской голос. “Его сейчас нет в доме. По-моему, его нет в доме, я попрошу его перезвонить”.

Наверх