Cообщи

Режиссер Владимир Басов: создаваемый в России образ Балтийских стран – это вранье (14)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

Российский режиссер Владимир Басов-младший (сын известного актера и режиссера Владимира Басова и актрисы Натальи Фатеевой – прим.ред.), жизнь которого в последние годы тесно переплелась с Эстонией, рассказал Rus.Postimees, что его связывает с Таллинном.

Уже после того, когда камера была выключена, Владимир Басов добавил, что создаваемый российскими СМИ образ Балтийских стран – абсолютная неправда: «В России говорят, что тут голодают и умирают от голода, людям не на что жить. Абсолютное вранье. Безостановочное. Чушь собачья!»

«Я просто знаю, что люди здесь живут лучше, чем нам говорят. Я ведь общаюсь с местными… Знаете, какая пенсия в России? Двести евро – это когда всё хорошо, и ты живешь в Москве. А вообще-то 100 евро. Но об этом российские средства массовой информации никогда не расскажут. Им привычнее выставлять Балтийские страны загнивающими. И, как говорит Жириновский, если провести опрос среди жителей Балтии, то все проголосуют за то, чтобы вернуться в Россию. Так вот и пудрят мозги. Это ведь абсолютная неправда, кретинизм. Таких, кто думает так же, найдется не более пяти процентов», - добавил он.

И продолжил: «С другой стороны, чем меньше россиян в Таллинне, тем, на мой взгляд, лучше. Мне-то точно лучше. Чем меньше тут этих необразованных людей, которые думают, что в странах Балтии плохо, а у них хорошо, тем лучше. Здесь все-таки больше Европы. А в чем смысл такого вранья? Создать видимость, что мы живем лучше других, внушить мысль о том, что Европа умирает, там мигранты, убивают на улицах, вокруг одни геи, и всё ужасно. Хорошо только в России и в Китае».

Фрагменты беседы, запечатленные на видео:

– Какими судьбами вы оказались в Эстонии?

– Повезло, что в 2000 году нас с женой (Ольгой Басовойприм.ред.) позвали в Таллинн снять одну из картин сериала «Кобра». Сериал состоял из разных фильмов, и нам досталась картина «Чёрная кровь». Так мы и оказались в Таллинне, причем произошло это достаточно случайно, так как у режиссера, который должен был изначально снимать «Чёрную кровь», образовалась другая работа. На картине были блистательные сценаристы – Володя Моисеенко и Саша Новотоцкий, которых, к сожалению, уже нет в живых. Они были нашими товарищами и порекомендовали Басовых продюсеру, который нас вскоре и пригласил на проект. Мы приехали в Эстонию, и как-то очень ладно, быстро, скоро и красиво сняли картину, ставшую очень популярной.

Предполагалось, что эстонцы тоже войдут в долю и будут одними из спонсоров этой картины, но… в конце концов ничего не вышло, фильм так и остался чисто российским. Это детектив, в котором было два плохих человека в исполнении Лембита Ульфсака и Виктора Проскурина – они воровали нефть, и были и хорошие люди. Это совсем молодой Марат Башаров и Юрий Беляев – российские агенты, которые вывели воров на чистую воду, а помогала им в этом эстонская полиция.

С тех по Таллинн нам с женой так понравился и полюбился, что вот уже 18 лет подряд мы возвращаемся сюда каждый год. И так случилось, что в 2010 году мы снимали здесь ещё и картину «Обратный путь», где присутствовали Финляндия, Норвегия и как бы Эстония, и мы целиком отсняли её в Таллинне.  

– Режиссеры любят снимать в Таллинне, но, как вы заметили, эстонцы нечасто «входят в долю» на проектах. Возможности рынка киноиндустрии Эстонии ограничены? Вы ведь тоже, по сути, живете на два дома, но предпочитаете работать в Москве…

– Я не предпочитаю работать в Москве, просто мне дают возможность там работать. В Эстонии снимается шесть картин в год, в России – четыреста шесть. Понятно, что деньги разные, возможности бюджетов разные, но все фильмы, которые снимаются в Эстонии, имеют отношение к искусству. В Министерстве культуры Эстонии не ставится основной задачей прибыль от картин. У нас – это главное. Недавно я пришел с прекрасным сценарием в Фонд кино, где мне сказали, что деньги дадут, если я смогу гарантировать 150 миллионов рублей прибыли. Мой ответ был: «Это невозможно, поскольку речь идет о мелодраме». И деньги мы не получили.

В России теперь всё на продажу, как в фильме Анджея Вайды. В наших кинотеатрах больше не идут авторские фильмы.

В Эстонии, например, есть прекрасный кинотеатр Artis, где показываются замечательные картины, которых в России просто не отыскать. Когда мы с женой приезжаем в Таллинн, мы практически каждый день ходим в кино – смотрим фильмы, которые в России просто не выходят, потому что на них не пойдут, они не принесут прибыль. Почему-то Эстония может себе позволить давать деньги на искусство и прокатывать картины, которые соберут в зале 10-20 человек, а в России этого нет.    

Я обожаю эстонское кино, а в России никто даже не знает, что оно есть. Эстонские картины у нас появляются редко, если только на фестивале «Киношок», но они не прокатываются, их никто не видит. И вот я смотрю и удивляюсь. Те же «Мандарины», «По грибы» - просто блистательные картины.

Я бы посоветовал российским режиссерам поучиться снимать кино у эстонских коллег: они умеют работать искренне, с большим сердцем и за небольшие деньги. У нас если миллиарда нет, то и не начинают снимать.

Подробности - в видео!

Наверх