Рейн Вейдеманн: эстонцы до сих пор не изжили свои комплексы и страхи (4)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

В эти дни в Таллинне отмечается 30-летний юбилей Народного фронта, основание которого явилось одним из первых шагов Эстонии на пути к отделению от СССР.

На вопросы Rus.Postimees  в прямом эфире ответил известный эстонский общественный деятель Рейн Вейдеманн, в конце 80-х годов принимавший активное участие в создании движения. По техническим причинам в повторе можно увидеть только часть беседы. 

Вспоминая события 30-летней давности, в студии говорили и о представителях нацменьшинств, выразивших поддержку стремлению Эстонии к восстановлению государственности.

Выдержки из беседы:

– Народный фронт тогда опирался на многих жителей Эстонии. Вопрос гражданства не затрагивался. 80 тысяч неграждан 30 лет спустя – это закономерное развитие событий?

– Не совсем закономерное. Если бы я участвовал в политике, я бы как минимум освободил людей старше 50 лет от сдачи экзаменов. Уверен, что в вопросе получения гражданства важно желание самого человека. Данный процесс - это что-то вроде договора между государством и гражданином. С одной стороны, государство должно пойти навстречу негражданам, с другой стороны, общество должно признать основные правила игры, и в первую очередь это касается возможности обеспечить обучение эстонскому языку.

Для того, чтобы неэстонцы действительно выучили язык, нам понадобятся сотни учителей. Абсолютно все языковые курсы должны оплачиваться государством.

В ближайшее время это вряд ли станет реальностью. Возможно, что сменится целое поколение, прежде чем нечто подобное произойдёт. Сейчас важно продвигаться вперед шаг за шагом, а не революционным образом, требуя от нацменьшинств сразу всего.

– Почему многие неэстонцы, выразившие поддержку стремлению Эстонии к восстановлению государственности, оказались не у дел либо чувствуют себя гражданами второго сорта?

– Наверное, это связано с историческим наследием, наложившим свой отпечаток на подсознание эстонцев. Эти комплексы и страхи потом реализуются в политике. Что само по себе довольно опасно.

К данному вопросу нужно подходить рационально. Самое главное – чтобы эстонцы чувствовали себя надежно и защищенно. Но вы видим, что настроения в эстонском обществе несбалансированны, в нём поселилось много новых страхов в отношении Евросоюза и, кстати, английского языка. Пока мы говорим о том, что государственный язык – основной язык, что происходит в эстонских университетах? Они всё больше переходят английский, поскольку бытует мнение, что в Эстонии нет перспектив.

Это ведёт к тому, что английский язык всё больше внедряется в среднюю школу, и недалек тот день, когда эстонцы предпочтут эстонской школе образование на английском.

– Что с этим делать?

– Думаю, нужно воспользоваться услугами Языковой инспекции, которая держит в страхе русские школы.

Пусть инспекторы пройдутся по улицам, предприятиям, вузам и проверят, каковы позиции госязыка на фоне английского. Уверен, что они соберут огромные штрафы!

Не говоря уже о наших сми. Например, на Эстонском общественно-правовом телевидении (ERR), совет которого я возглавляю, все песенные конкурсы проводятся на английском языке.

Подробности - видео!

Студия Postimees: куда Народный фронт растерял русских сторонников? /Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia
Студия Postimees: куда Народный фронт растерял русских сторонников? /Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia Фото: LIIS TREIMANN / PM/SCANPIX BALTICS
  • Всё ли сбылось из задуманного? Или что-то пошло не так? 
  • Народный фронт тогда опирался на всех жителей Эстонии. 80 тысяч неграждан 30 лет спустя – это закономерное развитие событий?
  • Почему многие представители национальных меньшинств, выразившие поддержку стремлению Эстонии к восстановлению государственности, оказались не у дел либо чувствуют себя гражданами второго сорта?
  • Задумывал ли Народный фронт такую национальную политику, из которой выросла, например, партия как EKRE?
  • Эдгар Сависаар – одна из ключевых фигур того времени – полностью выпал из политики. Революция пожирает своих героев?

Одежда ведущей: Luisa Spagnoli Estonia

Наверх