Партиям пора бы уже объясниться перед школами

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Предвыборные материалы с логотипами партий. Иллюстративное фото.
Предвыборные материалы с логотипами партий. Иллюстративное фото. Фото: Margus Ansu / Postimees

Учитель гимназии им. Хуго Треффнера и член Рийгикогу от партии СДПЭ Тоомас Юргенстейн чувствует запах приближающихся выборов по полоумной активности рвущихся к власти людей, остроте их высказываний, увеличившейся частоте реагирования на происходящее вокруг, а также пропавшему чувству юмора. Политик утверждает на страницах «Учительской газеты», что время экспонирования партиями своих обещаний в области образования уже вышло, и пора бы уже приступить к полемике и дебатам.

В первую очередь, я бы озвучил круг тем, которые можно было бы назвать до сих пор не исправленными ошибками. Время от времени проблемы подобного рода возникают.

Квалификация учителя

Например, некоторые школы находятся сейчас в затруднительном положении из-за не совсем удачного постановления, которое лишает квалификации тех учителей, которые не работали в школе в определённое время. По отношению ко многим педагогам подобное постановление несправедливо, но темой для предвыборной гонки оно, скорее всего, станет лишь в том случае, если его корректировка затянется слишком надолго.

Государственные экзамены

По-моему, это вторая по важности тема, нашедшая весьма большой отклик в обществе, а также имеющая аргументы «за» и «против». Однако, по моей оценке, дебаты по ней ведутся преимущественно в образовательных кругах. К примеру, намерение Минобрнауки отказаться в основной школе от госэкзаменов.

Если до сих пор сбор информации о выполнении основными школами учебной программы в двух первых школьных ступенях осуществлялся при помощи уровневых работ и государственных экзаменов, то новая программа как раз предусматривает увеличение роли уровневых, а условия окончания школы оставляет при этом на откуп самого учебного заведения.

Во многих школах непременно останутся и экзамены, но становятся возможными в т.ч. и творческие проекты, исследовательские работы и т.д. По моему мнению, очень важно, чтобы в поисках наилучшей формы окончания школы своё веское слово смогли бы сказать также родители, являющиеся членами попечительских советов. Подобный подход находился бы в полном соответствии с представлением об основной школе как учебном заведении, сфокусированном на интересах местной общины. По-видимому, политический оттенок можно придать и вопросу о госэкзаменах. Например, их отмену при окончании основной школы можно сравнить с деградацией эстонского образования. По всей вероятности, содержащееся в предыдущем предложении утверждение станет образным ударом в челюсть во время каких-нибудь дебатов, но не основной темой выборов.

Единая школа

Далее я бы озвучил сложные и в то же время чувствительные темы. Одной из таких бесспорно является параллельное образование на русском и эстонском языках. Уже сегодня можно

наблюдать за позиционными боями по этому вопросу. По мнению некоторых партий, выходом является движение в сторону единой школы, в которой дети разных национальностей учились бы вместе. Огромное значение придаётся общению между молодыми русскими и эстонцами, а также сопутствующей созданию контактов между ними унификации информационного пространства и разрушению стереотипов. В то же время есть и другие партии, полагающие, что школы с русским языком обучения должны сохраниться, или же предлагающие стопроцентный перевод русских школ на эстонский язык обучения, чтобы сохранилась национальная обособленность.

Острые споры вызывает и тема региональных особенностей, а также вопрос о том, можно ли – и если да, то в каком объёме, – русскоязычным школьникам ради сохранения своей идентичности изучать родной язык и литературу? Имеются также различные точки зрения относительно того, стоит ли этот непростой вопрос решать в приказном порядке, т.с. сверху вниз, или этому должна предшествовать более широкая дискуссия в обществе, а также получение одобрения со стороны родителей и местной общины. Уже сейчас мне иногда кажется, что при обсуждении этой образовательной темы и высказывании той или другой точки зрения следовало бы как при игре в футбол доставать желтую или красную карточку, но, к сожалению, в политике это невозможно.

Молодёжный фонд будущего

Очень надеюсь на обсуждение совершенно новых идей. Приведу здесь в качестве примера родную социал-демократическую партию. А именно, мы, соцдемы, считаем, что в гимназической ступени молодые люди должны научиться принимать крайне необходимые и осознанные решения в своей жизни. В качестве отступления скажу, что был несказанно рад, обнаружив существенное совпадение между позицией родной партии и основной целью своей родной школы – гимназии им. Худо Треффнера: «Школа формирует в учениках умение принимать решения и делать выбор при планировании дальнейшей учёбы и формировании своего будущего».

Как помочь ученикам достигнуть этого? Полагаю, что возможности учеников при осуществлении какого-либо выбора существенно бы расширились, не будь их карманы пустыми. Мы с социал-демократами предложили идею создания Молодёжного фонда будущего, который открывался бы для каждого ребёнка сразу после его рождения и в котором накапливались бы средства до достижения им совершеннолетия. Став взрослым, он мог бы использовать накопленные средства на обустраивание личной жизни, самостоятельное проживание во время учёбы, покрытие ипотеки или что-нибудь другое необходимое. Социал-демократы предлагают государству ежемесячно перечислять в фонд каждого ребёнка по десять евро, а также не облагать подоходным налогом перечисления со стороны родителей. Если оба родителя будут наравне с государством ежемесячно инвестировать в фонд ребёнка по десять евро, то по достижении им совершеннолетия на его счёте окажется порядка 10 000 евро. С такой суммой в кармане возможности выпускника гимназии осуществлять тот или иной выбор существенно шире.

Зарплата и рабочая нагрузка

Напоследок коснусь самой важной темы, коей является всё, что касается профессии учителя: размер заработной платы, рабочая нагрузка, проблема нехватки молодых педагогов и опорных специалистов – вот лишь некоторые заглавные слова. Учитель в Эстонии умён, сердце у него на месте, плюс он критичен по отношению к обещаниям. Кто заденет струны души

педагогов тоньше всего, выиграет выборы в сфере образования. Мне нравится, что сделать это при помощи стереотипных лозунгов не удастся.

Кампания наверняка будет напряжённой. Сдаётся мне, что многие темы из сферы образования уже заняли свои стартовые позиции на беговой дорожке, а некоторые уже бегут.

Наверх