Исполнительный директор airBaltic: для нас Nordica это все же польский LOT (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс.
Исполнительный директор airBaltic Мартин Гаусс. Фото: Raul Mee/ Mollusk Media/ Scanpix

В  связи с визитом папы римского Эстонию посетил и исполнительный директор авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс, который рассказал в интервью Postimees о нынешних планах и перспективах на будущее.

- Кого airBaltic считает своим крупнейшим конкурентом, как на международном уровне, так и уже – в Эстонии?

- В международном плане первый конкурент Ryanair, далее - Wizzair, Norwegian и многие-многие другие маленькие авиакомпании. Если вы спрашиваете об Эстонии, то это все же Nordica или LOT. Мы все же говорим о польском LOT.

В странах Балтии хорошо соревноваться, поскольку по большому счету тут нет крупной конкуренции и количество пассажиров тут не такое большое. Наши главные конкуренты – другие перевозчики, у которых больше пассажиров.

- Учитывая, что в Эстонии национальной авиакомпанией все же является Nordica, как airBaltic планирует завоевать сердца пассажиров? Nordica летает из Таллинна в значительно большее число мест назначения.

- Когда я начинал, и когда здесь еще был Estonian Air, в 2015 году я приехал в Эстонию и представил наш план, что в один прекрасный день мы будет летать из Таллинна в 11 пунктов назначения. Теперь мы уже знаем, что в следующем году откроем из Таллинна линию в 12 пункт назначения.

Мы еще не завоевали сердца эстонцев, но я верю, что со временем мы их завоюем. Потому что мы видим, что может выполнять свои обещания и предлагаем программы, равных которым в Балтии нет.

У нас есть самолет, базирующийся в Эстонии, и наша рабочая нагрузка значительно вырастет в следующем году. Мы открыли в этом году новые линии из Таллинна, откроем и в следующем. У нас самые современные самолеты, и мы предлагаем эстонцам сообщение, которое другие предложить не могут, конечно, принимая в учет и Ригу.

Нашей ролью было стать балтийской авиакомпанией для стран Балтии, и мы ее выполнили. Мы, конечно, особенно сосредоточены на Эстонии, потому что у эстонцев не Estonian Air, а Nordica. Ею оперирует польская LOT, поэтому для нас это именно польский LOT. Поскольку если смотреть на систему авиасообщения и то, что происходит, то польский LOT забрал рынок из Варшавы. Мы этого не делаем, и мы обещаем, что airBaltic останется балтийской авиакомпанией. В Эстонии мы увеличим объемы полетов, так что вы верим, что скоро по количеству пассажиров мы станем номером один и в Эстонии. Сердца сдаются со временем.

- Скоро в Эстонию прибудет еще один базирующийся здесь самолет airBaltic. Куда он будет летать?

- Осенью мы откроем две новые линии. А начиная с весны, начнем летать отсюда в Малагу. На подходе Брюссель и Копенгаген. Начнем предлагать отсюда  перелеты, которые раньше можно было предложить только из Риги. То же самое мы делаем и в Вильнюсе. Наша концепция заключается в том, что мы выбираем пунктами назначения важнейшие города, куда эстонцы летают больше всего и создаем туда прямые перелеты. В том, сколько полетов мы будем предлагать, нет никакого лимита. Летаем столько, сколько позволяет конкуренция и пока это приносит прибыль. У нас нет четкого плана, что откроем из Эстонии только-то линий, как мы говорили в 2015 году. Мы изменили свой бизнес-план, и к 2025 году сюда прибудут 18 новых самолетов Airbus. Тогда Эстонию будут обслуживать только самолеты Airbus. Я помню, что в 2015 году эстонские СМИ не верили, что мы откроем 11 прямых перелетов из Таллинна и это в той ситуации, когда Estonian Air больше не было. Мы не ожидали, что придет новая авиакомпания, как это произошло теперь. Но сейчас 2018 год, у нас 12 линий из Таллинна и будут еще. Добавится и новых самолетов.

Мы заменим все старые самолеты на новые, и когда появится конкретное количество новых самолетов, то начнется и увеличение количества перелетов. Сейчас у нас по-прежнему идут изменения. Вчера (24 сентября) прибыл 12-й Airbus, у нас еще есть 11 Boeing, 12 самолетов в турбовыми двигателями. Уже сейчас у нас больше всего именно новых самолетов Airbus. Через две-три недели прибудет еще один самолет, и еще один до конца года, то есть их станет 14. К 2020 году все самолеты у нас будут Boeing.

- Вы сказали, что когда замените конкретное количество старых самолетов, только тогда начнется и рост. Когда это, по вашей оценке, случится?

- Рост происходит и сейчас. К концу этого года у нас будет 34 самолета, а к концу следующего – 40. Так что какие-то самолеты мы оставим, но прежний объем мы хотим увеличить на 20 процентов.

- Какие общие изменения вы видите в авиации, и какие изменения должны учесть пассажиры?

Я считаю, что мы сейчас находимся в стадии консолидации, как это произошло в США. Это означает, что крупные авиакомпании забирают под себя на рынке мелкие и в итоге фирм остается меньше, но с большим объемом работы. Эта тенденция продолжается.

Сейчас вы видим дешевые авиакомпании как на коротких, так и длинных перелетах, и эта тенденция продолжается. Длинные перелеты с дешевыми фирмами – это, конечно, новое дело, но кажется весьма успешное. Это нечто такое, что может принести серьезный рост, поскольку спрос на длительные перелеты по-прежнему велик. Сейчас мы говорим только об трансатлантических перелетах, но если принять ту же модель и запустить ее в работу в восточной части, то потенциал даже больше.

- Говорится о все растущих ценах на топливо и росте числа пассажиров. Что нас ожидает в 2019 году?

Я смотрю в длительной перспективе. Согласно прогнозам, в течение последующих 18 лет количество пассажиров удвоится. У нас в мире сейчас четыре миллиарда пассажиров в год, то есть, согласно прогнозу, пассажиров может стать восемь миллиардов. Это означает, что и в Эстонии количество пассажиров удвоится, хотим мы этого или нет, поскольку люди все больше хотят путешествовать.

В течение этого времени цены на топливо будут прыгать вверх-вниз. Когда цены достигают потолка, ускоряется развитие технологий, чтобы найти методы по снижению расхода топлива. Мы можем видеть большие, но экономичные самолеты. Мы увидим увеличение железнодорожного движения, вроде Rail Baltic, и поезда отнимут большую часть коротких перелетов. Но в целом количество авиапассажиров продолжит увеличиваться.

В 2019 году я не вижу снижения спроса со стороны пассажиров, но из-за введенных США торговых санкций в отношении многих стран, мы можем увидеть замедление в авиационной промышленности. Я могу изменить свое мнение в случае, если бронирования на будущее начнут сокращаться. Но сейчас с приближающейся зимой мы видим больше бронирований, чем это было в прошлом году, с весной – та же история.

В будущем году airBaltic снова планирует 20-процентный рост. Авиакомпания растет, не так быстро, как Norwegian или другие, но в плане сообщения и объемов, и так по всей Балтии. Мы всегда смещаем объемы туда, где экономически это более выгодно, поэтому в этом году разумнее всего было увеличить объемы именно в Эстонии, а не в Риге или Вильнюсе. Посмотрим, что мы будем делать в следующем году, но мы видим эстонский рынок очень сильным наравне с Ригой, сильнее, чем Вильнюс.

- Какие изменения цен в планах у airBaltic? Когда вы сможете предложить эстонцам более льготные цены?

Цены, которые предлагают авиакомпании, во многом зависят от конкуренции. Я не могу сам поднять или снизить цену. Если я повышу цену, а другие нет, то я больше не смогу продавать билеты. То же самое и со снижением цен. Да, я смогу продать больше билетов, но большие расходы обнулят этот доход.

Сейчас в целом в мире создалась среда для путешествий по льготным ценам. Сейчас в Европе двух-трехчасовой перелет в среднем стоит 100 евро. Это в среднем. Если летишь на Ryanairi или Wizzair, то еще дешевле. По сравнению с другими транспортными средствами, это очень дешево. Останется ли так? До тех пор, пока авиакомпании смогут получать с этого доход, да. Цены могут даже еще снизиться.

- В мае вы сообщили о плане покупки 60 новых самолетов Airbus. Сколько новых пунктов назначения вы откроете, благодаря этому?

У нас сейчас 80 пунктов назначения с вылетом из стран Балтии. У нас нет цифры, сколько линий мы хотим открыть. Главным образом, мы используем новые самолеты для увеличения объемов и плотности полетов. В действительности, весь наш заказ – это 80 новых самолетов, поскольку 20 мы уже купили и сообщили о покупке еще 60.

Но эту цифру нужно разделить на 50 и 30 самолетов, поскольку мы точно возьмем 50 самолетов, и тогда по выбору еще 30 и в зависимости от того, что мы хотим делать. Все это потому, что в странах Балтии будет 40-50 самолетов, а базой остальных Балтия быть не может. Страны Балтии получат 15 дополнительных самолетов, и этого для региона, как нам кажется, должно хватить.

Мы уже выбрали несколько других городов стран Европы, из которых эти новые самолет могли бы начать летать. Что это за города, я еще не могу раскрыть, поскольку перелеты начнутся только в 2021 и 2022 годах. Это города, куда мы уже летаем, но где у нас еще нет постоянных баз. И они не будут летать через балтийское авиасообщение.

Наверх