Современное чудо: человек, избегающий технологий

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фотограф-любитель Валдур Мяги чувствует в мире технологий, что словно родился в неправильное время.
Фотограф-любитель Валдур Мяги чувствует в мире технологий, что словно родился в неправильное время. Фото: Kristjan Teedema

В то время как все будто бы развивается, улучшается, упрощается и становится более дуракоустойчивым, находятся люди, которые еще не открыли для себя возможностей современных технологий. Для них жизнь становится только сложнее, пишет Postimees.

Валдур Мяги (35) за всю свою жизнь платил банковской картой лишь 11 раз: «Пять раз он платил своей карточкой и шесть раз  сделать это его попросили родители». Поскольку большая часть платежей относится к кроновым временам, он не помнит, при каких обстоятельствах и при оплате какого товара ему пришлось воспользоваться столь радикальным для него методом.

Мяги кладет на стол свой кнопочный телефон и велосипедный шлем: «В Мордокниге (Facebookред.) у меня есть аккаунт, но я явно человек иного измерения. У меня мысль часто мелькает быстрее, чем я могу ее записать, поэтому общаться с глазу на глаз мне намного проще. Но у многих все наоборот: пишут обо всем, а при личной встрече ничего сказать не могут».

Когда-то Мяги в течение года испытывал планшетный компьютер, но он не прижился. Это якобы было настолько неудобно, что он использует слово «мучение». К счастью, компьютер сам приказал долго жить, и Валдур освободился от технологического гнета.

В черном Sony Ericsson есть все нужные ему функции - таймер, калькулятор и кнопки: «У меня телефон для того, чтобы звонить, я не должен всегда быть на связи, чтобы другие могли меня достать. Это не приоритет для меня».

На то, чтобы пользоваться только наличными деньгами у фотографа-любителя, работающего пекарем-упаковщиком в продуктовой фирме, есть своя причина: «Платя наличными, я понимаю, сколько точно денег ушло. Если у тебя в руках 20 евро, то выйти за этот предел нельзя. Если деньги на карточке, то покупаешь и покупаешь, а счет в итоге может удивить».

Без банковской карты меньше эмоций

Во-вторых, Мяги считает важной приватность, сохранить которую, по его словам, становится все сложнее. И один из способов это сделать – пользоваться наличными деньгами.

Например, в интернет-магазинах тут же автоматически начинают предлагать аналогичный товар: «Проще ни на что не смотреть. Я не особо доверяю людям, я не знаю, почему, но у меня такой закрытый характер».

Друзья язвят по поводу его постоянного шуршания купюрами, но по крайней мере одного из них Мяги подбил на отказ от безналичных расчетов – он теперь сразу снимает деньги на  питание на целый месяц. Так на эмоциональные покупки уходить меньше денег.

Мяги не понимает вопроса: зачем он усложняет себе жизнь? «В каком смысле усложняю?» Он никогда не жил по-другому: «А что тут такого? Просто снимаешь деньги и платишь наличными».

В Интернет Мяги иногда выходит через старый компьютер, который ему отдал друг. В компьютере установлена еще операционная система Windows XP. Чаще всего он там смотрит видео о старых машинах или читает о них на разных форумах.

«Иногда читаю новости, но желтые новости, вроде того, как Леди Гага надела платье из мяса (новость 2010 годаред.), я не читаю», - уверяет он.

Машинист Виталий Данилюк (35) не подписал с помощью ИД-карты ни одного документа: «Я как-то ходил на курсы, на которых нужно было подписать договор ИД-картой, но я договорился с преподавателем, чтобы они сделали для меня договор на бумаге. Это был единственный раз, когда было нужно использовать карту, но мы справились». В его компьютере нет гнезда, через которое можно было бы подключить считыватель для ИД-карт.

Вместо карточки паролей PIN-калькулятор

Но недавно как Данилюка, так и Мяги настигла технологическая революция: поскольку банки в следующем году отменят карточки паролей, они перешли - вместо Smart-ID, Mobiil-ID или ИД-карты - на PIN-калькулятор. Это пластиковая штучка, которая каждый раз при входе генерирует код.

«Поскольку я пользуюсь кнопочным телефоном старого поколения, мой выбор пал на PIN-калькулятор. Я часто езжу по Эстонии и не везде можно каждый раз зарядить телефон. Сейчас кажется, что это очень удобная вещь», - доволен Данилюк. Правда, иногда он читает новости и общается в социальных сетях при помощи планшетного компьютера.

Машинист Виталий Данилюк не пользуется смартфоном, поскольку у него нет возможности его постоянно заряжать.
Машинист Виталий Данилюк не пользуется смартфоном, поскольку у него нет возможности его постоянно заряжать. Фото: Kristjan Teedema

С карточкой паролей проблем не возникало, пока несколько раз Данилюку не пришлось сходить в банк, чтобы перевести сумму, превышающую 200 евро: «Были дни, когда нужно было перевести более крупную сумму, но лимит оказывался превышен. Тогда просто ждал следующего дня».

Мяги признает, что постепенно стиль его жизни перестает быть спокойным. Когда-то он, например, оплачивал счета за интернет наличными в представительстве Telia, теперь так делать уже нельзя: «К счастью, по-прежнему можно платить соседу за воду бумажными деньгами, но общая тенденция такова, что все уходит в интернет. Ты все время должен быть в Сети, чтобы что-то сделать, но старое и новое могло бы существовать параллельно».

Мяги вспоминает, как президент Тоомас Хендрик Ильвес призвал для защиты демократии отказаться от наличных денег, поскольку таким образом исчезла бы возможность дачи взяток: «В ту же неделю, когда он это сказал, два раза не работали терминалы, никто не мог ни снять деньги в банкомате, ни расплатиться на кассе».

Когда-то Маги мечтательно смотрел в популярнейшем в США сериале «Knight Rider» на самодвижущуюся машину: «Сейчас думаю, что это ужасно, я точно этого не хочу. Мне нравится ездить на машине, но в новых автомобилях слишком много технологий. Это называют прогрессом, но люди из-за него оказываются в беспомощном положении. Скоро люди вообще ничего не смогут сделать без машин».

«Я не вижу в этом ничего плохого, но общение в Интернете перешло всякие границы. Раньше детей было не загнать домой, а теперь не выгнать из дома. А с каким удовольствием люди пользуются телефонами за рулем!»

Тяжелое прощание с картой паролей

И хотя банки начали все сильнее давить на людей, чтобы они оказывались от карт паролей, любовь некоторых жителей Эстонии к таким картам остается неугасающей. К тому моменту, как Swedbank снизит дневной лимит до 50 евро, только картами паролей все еще будут пользоваться 125 000 клиентов.

«И хотя количество пользователей карт паролей быстро сокращается, их все равно еще очень много», - отметила член правления и руководитель по обслуживанию клиентов Swedbank Эде Раагметс.

Эде Раагметс
Эде Раагметс Фото: swedbank.ee

В последние четыре месяца на другие способы идентификации в Swedbank перешли почти 70 000 человек. У тех же, кто остается с картами паролей, жизнь еще больше усложнится 8 ноября, когда банк уменьшит дневной лимит со ста до 50 евро. «Одной из причин, по которой люди откладывают переход на новое решение, конечно, является привычка»,- говорит Раагметс.

Государство никого не репрессирует

SEB закрывает карты паролей постепенно, но 13 процентов клиентов пользуется ими до сих пор.

Реформа в банкинге заставляет многих открывать для себя возможности ИД-карт, Mobiil-ID и Smart-ID, чему несказанно рады в Департаменте государственной инфосистемы. Если в июне прошло года самым популярным средством идентификации в SEB были карты паролей, то теперь их место заняли ИД-карты.

В то же время, из 1,3 миллиона собственников ИД-карт по некоторым оценкам 300 000 совершеннолетних людей не используют их электронным образом или вообще, или используют лишь время от времени. Примерно у такого же количества ИД-карт во время кризиса сертификаты так и остались необновленными, поэтому эти карты практически мертвые и их нужно менять.

На призыв Postimees с десяток людей ответили, что у них обязательной ИД-карты не было никогда. Реальное их количество намного больше, Департамент полиции и погранохраны точных подсчетов не ведет, хотя наличие ИД-карты считается обязательным.

«ИД-карта, конечно, является обязательным документов, но мы не проверяем, подал человек ходатайство или нет. Мы не можем никого заставить, поскольку за карту нужно заплатить госпошлину, а наказания за отсутствие документов не предусмотрено»,- сказала советник-эксперт бюро идентитета и статуса Департамента полиции и погранохраны Кайя Кирх.

Основными причинами являются отсутствие потребности и недоверие. «Не нужно думать, работает сегодня программное обеспечение ИД-карты или нет, и никто не может украсть мой дигитальный идентитет», - объяснил свое решение работающий программистом Тыну (полное имя редакции известно), у которого никогда не было ИД-карты и который пользуется определенными э-услугами через банковскую страницу.

«Поскольку дигитальная подпись, которую можно поставить с ИД-картой, аналогична подписи  от руки, то с такой подписью действительны все договоры. Таким образом, риск реализации нападений на ИД-карты намного больше».

По словам Тыну, вторым аспектом для него является работа инфосистем и доступность данных: «Если инфраструктура ИД-карты не работает или государство по каким-то причинам решит закрыть карты, возникнут очень большие проблемы».

Масштабы давления непредсказуемы

По оценке руководителя области eID Департамента государственной инфосистемы Маргуса Арма, конечно, всегда будет оставаться какое-то количество людей, которые будут плыть против течения и никогда не примут ИД-карты: «Это принципиальный вопрос, и с этим ничего нельзя поделать». Он отметил, что э-Эстония – возможность, а не обязанность.

Маргус Арм
Маргус Арм Фото: Mihkel Maripuu

«Люди заходят в банк раз в неделю, они привыкли, а с государством общаются раз-два в год», - добавил он и уточнил, что именно незащищенность карт паролей стала причиной, по которым банки от них отказываются. В дигитальной истории болезней уже сейчас не попасть к своим данным через банковскую страницу.

 В то же время, близкий Арму человек вместо Mobiil-ID, Smart-ID или ИД-карты выбрал PIN-калькулятор. С его помощью он будет решать свои вопросы как с банком, так и с государством, пока государство не ограничит его возможности из соображений безопасности.

«Ему так проще, потому что у него нет в компьютере считывателя и он не хочет заниматься обновлением программного обеспечения», - сказал руководитель направления Департамента государственной инфосистемы.

Самой популярной альтернативой карточке паролей в Swedbank является Smart-ID, в пользу которого решение приняли 60 процентов клиентов. Около трети пользуется ИД-картами и 10 процентов - PIN-калькуляторами или Mobiil-ID.

«Люди могли бы проверить, есть ли у них альтернатива картам паролей, и если нет,  то уже сейчас нужно заняться этим, - советует советник-эксперт Департамента полиции и погранохраны во избежание  возникновения очередей. – Если есть старый документ, который не использовали и не обновляли, то весьма вероятно, что его сертификаты уже признаны недействительными и их больше нельзя открыть. Тогда единственной остается возможность подать ходатайство для получения новой ИД-карты, и проще всего это сделать в электронной среде». Насколько мощным может оказаться наплыв посетителей в бюро обслуживания полиции после отмены карт паролей или при ограничении лимитов, государство предсказать не может.

Наверх