Анализ: опасные брачные игры Центристской партии с EKRE

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Председатель Центристской паритии Юри Ратас и лидер EKRE Март Хельме были близки еще во времена оппозиции, теперь их объединяет цель избежать возвращения Партии реформ во власть.
Председатель Центристской паритии Юри Ратас и лидер EKRE Март Хельме были близки еще во времена оппозиции, теперь их объединяет цель избежать возвращения Партии реформ во власть. Фото: Liis Treimann/Mailiis Ollino

Внутри Центристской партии нет вопроса – выборы в Рийгикогу просто нужно выигрывать. Для этого нужно быть сильнее и сильнейшего на сегодня – Партии реформ. Центристская партия выбрала рискованную тактику, положительные результаты которой видны уже сейчас. Но реализуются и риски. В центре маневра находится EKRE, имеющая репутацию радикальной, пишет Postimees.

Уже в течение нескольких недель в центре внимания оказались сошедшиеся в схватке Центристская партия и EKRE. Сильные высказывания, споры, заявления на грани оскорблений.

Во время дебатов недельной давности в передаче ERR «Esimene stuudio», в которых участвовали представители всех партий, эфир захватили председатель Центристской партии премьер-министр Юри Ратас и лидер EKRE Март Хельме. Ответы премьер-министра на парламентские запросы часто превращаются в обмен колкостями с членами EKRE. Одна из самых горячих словесных перепалок последнего времени закончилась тем, что Ратас обвинил руководителя фракции EKRE Мартина Хельме в подрыве Эстонии. Естественно, этот спор с громкими высказываниями распространили все СМИ. Таких примеров можно найти еще.

Мнение, что все это демонстрирует непримиримую вражду между Центристской партией и EKRE, не слишком далеко от истины. Однако хорошо разбирающиеся в политике люди поднимают вопрос: не является противостояние между Центристской партией и EKRE договоренностью между ними?

В оппозиции считают, что так оно и есть, некоторые источники из обеих партий подтвердили изданию, что намеренно эти партии не сотрудничают, хотя нельзя исключать, что какие-то люди о чем-то между собой договорились. Также признается, что нынешний ход дел подходит обеим партиям.

Руководящий работой предвыборной платформы Центристской партии Танель Кийк, который является и ближайшим советником Ратаса, сказал, что поскольку его партия является политической силой с самым больший кругом избирателей, то понятно, что оппозиционные партии пытаются как можно жестче публично противостоять именно ей.

Председатель EKRE Март Хельме также подтвердил отсутствие сотрудничества: «С ними у нас нет никакой договоренности. В коридорах, конечно, разговариваем, но так происходит со всеми. Я ни разу не говорил ни с кем из руководства Центристской партии, мол, слушай, давай начнем теперь такую игру. То, что кажется сотрудничеством, происходит, по сути, спонтанно», - объяснил Хельме.

Белки в забытье

Спонтанно это или по договоренности, но в любом случае такое открытое противостояние выполняет главную цель обеих партий – исключить из предвыборных дебатов реформистов. И исследования доказывают, что это работает.

Партия, которая выберет в противники партию премьер-министра, привлечет больше общественного внимания, а вместе с ним - и возможность для распространения своих идей и повышение поддержки. Многие годы находясь у власти, Партия реформ имела возможность перед выборами назначать своим противником Центристскую партию. Логичным ожиданием белок было, что теперь Центристская партия выберет в качестве противника их.

Но именно этого Центристская партия не делает. Об этом Postimees сказали в Центристской партии. Зачем помогать большой партии, которой проигрывали несколько выборов подряд? Зачем позволять царапаться той же кошке?

Подъем EKRE от партии из конца списка к верхним его строкам позволило Центристской партии принять альтернативное решение. EKRE – это сила, поход против которой для руководящей страной партии и ее председателя является оправданным шагом, многие их позиции позволяют противопоставлять себя им. И EKRE с удовольствием приняла этот вызов.

С точки зрения EKRE, реакция Центристской партии позволяют им занять нужную платформу для входа на медийную площадку, также их вполне устроит, если Партия реформ и соцдемы останутся вне дебатов. «Как EKRE, так и Центристская партия явно придерживаются мнения, что Партия реформ могла бы отдохнуть еще четыре года, научиться быть в оппозиции, очиститься от пищевых цепочек», - сказал Март Хельме.

Опасность потерять избирателей

В то же время для Центристской партии в этой брачной игре есть очень серьезный риск, который уже начал реализовываться – поведение уездных избирателей Центристской партии.

По словам политиков, в исследованиях уже видна тенденция, что до сих пор убежденные избиратели Центристской партии в регионах начали отдавать предпочтение EKRE.

Чем больше Центристская партия позиционирует EKRE как своего конкурента, тем больше вероятность, что часть их собственных избирателей переметнется на сторону EKRE. Особенно это свойственно избирателям Центристской партии мужского пола.

Это движение касается не только избирателей. В течение последних месяцев Центристская партия проигрывает EKRE и по части перебежчиков. Правда, их еще мало, кроме Пеэтера Эрниста есть еще пять человек, которые после ухода от центристов сразу вступили в ряды EKRE.

В EKRE отлично знают об этой тенденции. По словам Марта Хельме, заказанное ими летом исследование показало, что у EKRE действительно есть пересечение с избирателями Центристской партии: «Но в действительности оно есть и с избирателями Партии реформ». Предположительно, речь идет о мелких предпринимателях, которые начали становиться сторонниками EKRE.

Также EKRE известно, что Центристская партия потеряла часть русских избирателей. По понятным причинам EKRE не пытается приманить их, но им будет достаточно, если русские избиратели просто останутся в день выборов дома – и чем больше таких будет, тем лучше.

В случае симбиоза "Центристская партия - EKRE" сразу возникает вопрос: может ли сотрудничество привести к созданию общей коалиции после выборов? Тут есть несколько крупных знаков вопроса.

Номер один коалиционного варианта Центристской партии состоит из них самих, соцдемов и еще какой-то маленькой партии: что-то вроде нынешнего правящего союза. Большие надежды у Центристской партии были на «Эстония 200», которая пока не смогла себя как-то особо проявить, чем центристов слегка разочаровала.

Другие коалиционные возможности во многом зависят от EKRE и соцдемов, то есть оттого, будет ли их урожай голосов таким, который не позволит оставить их за пределами правящего союза. Поскольку соцдемы до сих пор шли по пути исключения EKRE, для Центристской партии коалицией номер два явно является союз с EKRE. Есть значительное количество центристов, которые считают, что нынешнее противостояние должно привести к этому. Но есть и те, кто не считает это возможным.

Танель Кийк отметил, что у Центристской партии и EKRE очень разное понимание построения сплоченного общества, важности ЕС в развитии Эстонии, а также прав женщин и нацменьшинств: «Центристская партия стоит за всех жителей Эстонии, EKRE - напротив - запросто делит людей на правильных и неправильных, своих и лишних. Это разрушающая общество политика, с чем Центристская партия никогда не согласится».

Но при этом Кийк подчеркнул, что исключать какую-то партию до выборов было бы недальновидным: это углубило бы поляризацию общества и ограничило бы пространство для переговоров после выборов. «Мы создадим правительство с теми партиями, у которых есть поддержка народа и с которым можно лучше всего реализовать программные цели Центристской партии», - сказал он. И добавил, что ни у одной партии нет морального права и политической силы выставлять Центристской партии условия в плане правительственной коалиции ни до, ни после выборов.

«Это хорошо знает и руководство EKRE, и противоположные высказывания предусмотрены только для оказания влияния на общественность», - сказал он.

Перемещаемые красные линии

Руководство EKRE декларировало, что для них самое важное - исключить правительство Центристской партии и Партии реформ. При этом открыто они не говорят, что лучшим способом для этого было бы самим войти с кем-то из них в коалицию. В EKRE есть люди, которые видят возможное сотрудничество такого рода с Центристской партией, и есть те, кто предпочитают Партию реформ.

Чтобы остаться подходящим партнером для одной или другой крупной партии, EKRE нужно очень осторожно балансировать. До сих пор они явно обозначили три красные черты: упразднение Закона о сожительстве, отмена квот на беженцев и восстановление военной погранохраны.

Но может случиться так, что от некоторых из их основополагающих принципов в случае коалиции с Центристской партии и отступать и не потребуется. На этой неделе во вторник работающий над предвыборной программой Центристской партии Айвар Рийсалу сказал, что и центристы хотят ввести военизированную охрану границ, но не как отдельную службу, а такую, в которой можно было бы задействовать и солдат-срочников.

И красная линия Закона о сожительства может быть прочерчена для EKRE смывающейся краской, как бы удивительно это ни звучало. Говорившие с Postimees политики из этой партии признались, что в качестве ответной услуги им может хватить и того, что принятый Закон о сожительстве останется ущербным, каковым он и является сейчас, а актов о его применении не появится. Так что в действительности все является вопросом переговоров.

Сама Центристская партия вообще не устанавливала никаких линий, а это значит, что остаются возможности для любых предположений.

«До выборов в Рийгикогу остается почти пять месяцев, и в течение этого времени многое может измениться. Как правило, жители Эстонии выбирали в парламент до шести партий, от чего и зависело и количество различных вариантов коалиций»,- сказал Танель Кийк.

Сотрудничество велось и во времена Эдгара Сависаара

Возникновение вопроса о сговоре Центристской партии и EKRE не удивительно, поскольку прежде такое сотрудничество действительно было. И в то время, когда Центристской партией руководил Эдгар Сависаар, именно Центристская партия начала систематически привлекать EKRE на поле общественного внимания.

План Сависаара, по заверениям нынешних центристов, был прост: для ослабления Партии реформ было нужно, чтобы на правом крыле появилась еще хотя бы одна сильная партия. EKRE была отличным вариантом, и для этого Сависаар использовал Таллиннское телевидение. Ведущие политики EKRE стали каждодневными гостями ТТВ, что, правда, в заметно меньшей степени, происходит и по сей день.

Центристскую партию и EKRE сближают и годы, проведенные в оппозиции в Рийгикогу. Политики обеих партий признают, что сотрудничество в качестве оппозиционеров у них хорошо ладилось и работало. Оттуда и сохранилась некоторая взаимная симпатия и личные отношения.

Урмас Яагант.

Большая коалиция была бы крайним вариантом

Рождение союза Центристской партии и Партии реформ сложнее, чем приведенный выше вариант. «Вместо имеющей перспективы инициативы реформисты угрожают завернуть принятие многих принципиальных решений», - признал Танель Кийк и перечислил все заслуживающие критики идеи Партии реформ: от приватизации здравоохранения до отмены социального налога. «Точно так же вроде бы либеральная Партия реформ по своей риторике является враждебной по отношению к национальным меньшинствам, считая, что это принесет им на выборах дополнительные голоса».

Большая коалиция для Центристской партии – это вариант номер три или четыре, который будет использован только в том случае, если другие решения не сложатся математически, или будут складываться слишком мутными и нестабильными. Большая коалиция будет вероятнее при уменьшении числа партий, прошедших в Рийгикогу. Но, конечно, можно этот вариант будет использовать в качестве угрозы, если маленькие партии начнут слишком многого требовать. Если это не подействует, вопрос большой коалиции может быть рассмотрен всерьез. И в этом случае она будет создана, несмотря на то, что партии раньше говорили друг о друге.

Урмас Яагант.

Комментарии
Copy
Наверх