И хотя в целом распространено мнение о том, что латвийская приграничная торговля пришла для того, чтобы остаться, из нового исследования выяснилось, что ее можно успешно прикрыть и - более того - заработать на этом дополнительный доход на налогах, пишет Postimees.
Исследование: приграничной торговле с Латвией можно положить конец и вернуть в казну 100 миллионов евро (5)
Союз налогоплательщиков Эстонии заказал в консультационной фирме KPMG исследование с целью узнать, существуют ли какие-то возможности прикрыть приграничную торговлю. «Поскольку изначально считавшаяся невозможной приграничная торговля приобрела сегодняшние масштабы по сути за три месяца, мы спросили у экспертов, действительно ли движение налоговых денег в Латвию является необратимым, или что-то еще можно исправить» - объяснил проведение исследования руководитель Союза налогоплательщиков Лассе Лехис.
В ходе исследования проанализировали, какой товар в основном покупают в Латвии, какой является разница в цене, после которой потребитель теряет покупательский интерес, и готовы ли розничные сети с целью возврата торгового оборота, ушедшего за границу, применить более низкие наценки.
Если бы ящик пива стоил меньше
Для выяснения покупательских предпочтений и мотивов потребителей фирмы Kantar EMOR в августе опросила 511 людей, совершавших покупки в приграничных магазинах в Валка и Айнажи. Руководитель консультационного отдела KPMG Baltics Ханно Линдпере сказал, что весьма ожидаемо популярными товарами оказались: пиво, водка и прочий крепкий алкоголь – четверо из пяти покупателей приобретали пиво, и у 45-46 процентов опрошенных в корзине была водка или какой-то другой крепкий алкогольный напиток.
По словам Линдпере, опрошенные в количеств 81 процента подтвердили, что они не ограничивались бы покупками в соседней стране, если бы цены в Эстонии были ниже сегодняшних: «А львиная доля, то есть 90 процентов людей, отказалась бы от поездок за алкоголем, если бы разница в ценах на ящик пива и крепкие алкогольные напитки в Эстонии и Латвии составляла один-два евро». Это критическая черта, которая прихлопнула бы приграничную торговлю.
Одним из компонентов цен приграничных магазинов наряду с разницей в акцизах, является применяющаяся в магазинах одной торговой сети низкая ставка наценки. Поэтому KPMG поинтересовался у эстонских розничных сетей, готовы ли они установить равную с приграничными магазинами наценку?
Магазины согласны отказаться от прибыли
«По заверению как крупных розничных сетей, так и сети магазинов, объединяющих торговые точки, они готовы применить в случае ключевых товаров низкую – пятипроцентную – наценку, если в результате этого торговый оборот вернется из-за границы в Эстонию. Сегодняшние акцизные ставки конкурировать с латвийскими ценами не позволяют», - сказал Линдпере.
Согласно анализу KPMG, главным фактором приграничной торговли все же является не наценка. Все зависит от приведения цен на самые продаваемые товары – пиво и водку – до конкурирующего с Латвией уровня, а это можно сделать только при снижении акцизов.
«Если в 2020 году снизить акцизы так, чтобы разница в цене на продающиеся в Латвии товары достигла уровня до двух евро за ящик пива и меньше евро на полулитровую бутылку водки, это ударило бы по приграничной торговле и увеличило доходы бюджета, - сказал Линдпере. – Согласно прогнозу, это принесло бы в виде акцизов 69 миллионов евро, к которому добавились бы 32 миллиона евро в виде поступлений от налога с оборота».
Надежда еще есть
По словам руководителя Союза налогоплательщиков Лассе Лехиса, анализ KPMG ясно показывает: как государство сумело необдуманными налоговыми решениями по сути за три-четыре месяца заставить жителей Эстонии в массовом порядке скупать алкоголь в Латвии, так можно и исправить ошибку, вернув ставки акцизов на разумный уровень.
«С одной стороны, у жителей Эстонии пропала бы мотивация ездить за покупками к нашим южным соседям, а с другой, к нам вернулись бы наши северные соседи, что в целом означало бы дополнительное поступление в бюджет 100 миллионов евро в виде налоговых доходов», - подвел итог Лехис.
«Надеемся, у правительства и политиков хватит смелости не только признать ошибку, но и исправить ее».