Охотники за сокровищами пытались взорвать мызу

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Историки считают, что на мызе Сауга не скрывается ничего ценного.
Историки считают, что на мызе Сауга не скрывается ничего ценного. Фото: Urmas Luik
  • Двое местных жителей пытались взорвать стену на мызе
  • Они надеялись найти там потайное помещение
  • Бомба не взорвалась, а выдала их случайно встреченная знакомая, изучавшая мызу

Если бы все пошло по плану, в развалинах мызы Сауга под Пярну, в 90 метрах от рыбацкой деревушки, прозвучал бы мощный взрыв, пишет Pärnu Postimees.

К развалинам мызы на белом Ford Escort подъехали настоящие охотники за сокровищами. Это были не простые товарищи, которые бродят, уставившись в землю, в надежде что-то найти. Они приехали туда с конкретной целью. С собой они прихватили минометную мину, а две набитые взрывчаткой железные трубы и кубик взрывчатого вещества должны были помочь достичь цели.

В конце позапрошлого октября тогда 25-летний Дмитрий и 38-летний Максим вошли в подвал главного здания мызы и заложили составленное из нескольких частей взрывное устройство в углубление в задней стене. В качестве источника тока они использовали автомобильный аккумулятор. Протянув подключенный двадцатиметровый электропровод через окно во двор, они прикрутили второй его конец к детонатору и попытались устроить взрыв. Но детонатор лишь слегка хлопнул, и взрыва не произошло.

Затейники оставили взрывчатку в стенном проеме и скрылись. “Что-нибудь придумаем, как сделать, чтобы оно сдетонировало”, - вспоминал потом Дмитрий, рассказывая следователям о сложившемся в голове плане. Когда через пару дней они вернулись, устройство уже исчезло.

Случайно в то же время развалинами мызы Сауга заинтересовалась женщина, проводившая университетское исследование. 30 октября позапрошлого года студентка фотографировала и измеряла конструкции здания и наткнулась возле развалин на двух мужчин. В Дмитрии она узнала знакомого детства.

Тех же мужчин студентка видела около мызы несколькими днями ранее.

Дмитрий и Максим поинтересовались, чем ее привлекло здание. Услышав, что она изучает его историю и конструкции в рамках университетской работы, они стали задавать ей вопросы о мызе. Максим спросил, когда построено здание и может ли в нем быть что-то ценное. Заодно они хотели узнать, почему подвал есть не под всем главным зданием и может ли он быть и во второй его половине.

Поинтересовались они и тем, что студентка в своем дипломе посоветует относительно мызы. Учитывая мысли, бродившие у них в голове, варианты отвеат звучал несколько иронично: «Реставрировать или законсервировать».

Пару часов спустя студентка отправилась делать снимки в подвал. Внезапно она заметила нишу, которая, как она помнила, несколькими днями ранее была значительно больше. Подойдя поближе, она обнаружила в ней обмотанный лентой пакет. Она не поняла, что это. Дотронуться до него не решилась, но сфотографировала находку.

Потайных помещений на мызе нет.
Потайных помещений на мызе нет. Фото: Urmas Luik

Обсудив это с близкими и показав им фотографии, студентка решила прислушаться к их совету и позвонила по номеру 112. Вскоре за ней приехала полицейская машина и ее попросили показать место находки. Полицейский, убрав пару камней от подозрительной упаковки, немедленно вызвал саперов.

Поскольку все преступления, связанные с незаконным оборотом взрывчатых веществ, всегда находятся в сфере внимания КаПо, и на этот раз следствие взяла на себя Полиция безопасности.

По словам прокурора Кристине Тамм, в раскрытии дела большую роль сыграла именно случайная свидетельница, сообщившая о подозрительной находке властям. “Также дала результат и экспертиза ДНК, оставшейся на ленте, которой было обмотано взрывное устройство, и приведшей к обвиняемым”, - сказала Тамм.

Мы надеялись, что проберемся в потайное помещение и найдем там что-нибудь интересное.

У мужчин был проведен обыск, в ходе которого было обнаружено переделанное нелегальное оружие и небольшое количество боеприпасов.

Поначалу Максим утверждал следователям, что бродил около развалин мызы в надежде найти старый металл. Так в канаве он и обнаружил мину, кусок тротила и начиненную взрывчаткой железную трубу. “Я хотел передать найденные предметы полиции, но, зная, что их опасно транспортировать, решил их спрятать, чтобы они не причинили никому вреда”, - сказал Максим.

Трубу со взрывчаткой он распилил пополам и соединил клейкой лентой с другими находками для того, чтобы они были компактно вместе. А дыра в подвале показалась хорошим местом, где можно спрятать взрывчатку.

Вскоре следователям стало ясно, что эта версия не выдерживает критики.

Развалины мызы привлекают не только ученых.
Развалины мызы привлекают не только ученых. Фото: Urmas Luik/Parnu Postimees

Дмитрий признался следователям, что перед тем, как отправиться к развалинам на улицу Уус-Сауга, они взяли части устройства в помещениях НКО, занимающегося авто- и мотоспортом, на улице Раба в Пярну. “Я знал, что в помещениях клуба есть боеприпасы, гильзы, мины, гранаты и взрывчатка, - сказал он. – Я не знал, были ли предметы из клуба муляжами или действительно годились для взрыва».

Мы пробовали взорвать ее в вечернее время, чтобы рядом не было посторонних. И проверили окрестности, чтобы никто случайно не пострадал.

Как выяснилось при обыске, одно из помещений клуба находилось в распоряжении Максима для его хобби. Как утверждается, доступ туда имел только Максим. Его отец, директор клуба, утверждал, что знал о милитаристских интересах сына, но не о том, что у него есть оружие, его детали и боеприпасы.

Дмитрий взял на себя сборку устройства. Хотя точно он не помнит, по его словам, он мог распилить трубу пополам.

“Мы установили устройство, потому что думали, что за стеной может быть потайное помещение, - пояснил Дмитрий. – Мы хотели сделать в стене отверстие и проникнуть в закрытое помещение, наличие которого с учетом формы здания считали вероятным. Мы надеялись, что проберемся в потайное помещение и найдем там что-нибудь интересное”.

Чтобы адская машина поместилась в стене, товарищи вынули из нее болтавшиеся камни. “Я поставил камни обратно, чтобы заряд пошел в правильном направлении, - сказал Дмитрий следователям. – Мы пробовали взорвать ее в вечернее время, чтобы рядом не было посторонних. И проверили окрестности, чтобы никто случайно не пострадал”.

Ранее пытавшийся отпираться Максим сознался, что нашел мину пару лет назад на полуострове Сырве. Отправившись в спа на Сааремаа, мужчина, интересующийся военной историей, не смог упустить возможность побродить с металлоискателем на местах кровавых боев. Найденную мину он перевез на автомобиле в мотоклуб на улице Раба в Пярну.

Тротиловый заряд и детонатор Максим приобрел еще в 1997 году. Их ему передал уже скончавшийся мужчина, с которым он когда-то познакомился в спортзале. Относительно промежуточного заряда от российской авиабомбы Максим остался при своем: он валялся в канаве около мызы Сауга.

Если Дмитрий подчеркивал, что хотел найти что-то интересное, его напарник в качестве мотива назвал следователям любопытство: сработает ли собранное устройство? Выбор развалин мызы Сауга в качестве “жертвы” Максим пояснил тем, что речь идет о старом заброшенном здании. К тому же не находящемся под охраной как памятник старины.

Взрыва не произошло, потому что приятели использовали учебный детонатор.

Помимо мотоклуба, следователи обнаружили нелегальное барахло и дома у Дмитрия. Помимо ржавых патронов, там было два ствола: спортивное пневматическое ружье и обрез, сделанный из охотничьего ружья. Если обычно Дмитрий хранил оружие в ящике кухонного стула, cотрудников, пришедших обыскивать его дом, обрез ждал в кровати в спальне. «Я его чистил и, когда бежал на автобус, забыл нормально убрать», - пояснил Дмитрий.

Оружие, на самом деле, принадлежало Максиму. Дмитрий пояснил, что, поскольку его другу пришлось на время сесть в тюрьму, он пообещал позаботиться о стволах. Максим, отбывавший наказание за неоднократное вождение в нетрезвом виде, вышел на свободу всего за несколько месяц до попытки взорвать развалины мызы.

Разрешения на оружие или взрывчатку у приятелей нет. “Я был снайпером в армии, и у меня с того времени есть опыт обращения со взрывчаткой, поскольку я прошел обучение на сапера”, - пояснил Дмитрий следователям, что оружие и взрывчатка для него не совсем чужие.

Относительно получения лицензии на оружие он выяснял, попав на стрельбы Кайтселийта. “Сказали: “Вступай в Кайтселийт, получишь лицензию””, - вспоминает он. До сих пор о разрешении на оружие он не ходатайствовал.

Пярнуский уездный суд на прошлой неделе признал приятелей виновными в нескольких преступлениях. Дмитрия суд приговорил за попытку взрыва, незаконный оборот взрывчатых веществ и устройства, оружия, боеприпасов и глушителя к четырем годам и девяти месяцам лишения свободы условно с пятилетним испытательным сроком.

Максима, добывшего мину и запал от авиабомбы для взрывного устройства, суд приговорил за попытку взрыва и незаконный оборот взрывчатки и взрывного устройства к пяти годам лишения свободы условно с таким же испытательным сроком.

По мнению судьи Теэта Ольвика, найти столь большое количество взрывчатки и прочее довольно маловероятно. “В этом случае все же, очевидно, материал собирали в различных местах, - сказал он. – Опасное преступление, к счастью, не повлекшее за собой тяжелых последствий”.

Прокурор Кристине Тамм:

Ведущий прокурор Ляэнеской прокуратуры Кристине Тамм
Ведущий прокурор Ляэнеской прокуратуры Кристине Тамм Фото: Urmas Luik

“К счастью, никому ущерб не был нанесен. Обращение со взрывчаткой или взрывным устройством нельзя считать безопасным и в том случае, если не ставилось целью нанесение кому-то вреда: потенциал нанесения вреда у этих веществ и устройств высок.

Для обращения со взрывчатым веществом необходимо разрешение, и физическим лицам оно не выдается. Именно из-за возможности серьезного повреждения необходимо сообщать о каждом найденном оружии, гранате или бомбе, и в этом случае нашедшего не накажут. Очень опасно их транспортировать и привозить из места обнаружения в зону плотной заселенности. Поэтому закон предусматривает обязанность нашедшего обеспечить неприкосновенность находки.

Также законом предусмотрена возможность, что каждый может добровольно сдать находящееся в его владении огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, и в этом случае уголовное дело не возбуждается. Если же оставить себе ржавую гранату, содержащую взрывчатку, или оружие, это может повлечь за собой уголовную ответственность”.

Наверх