Rus.Postimees удалось пообщаться с одним из гостей фестиваля «Золотая маска в Эстонии», известным российским актёром театра и кино, исполнителем роли Тиресия в спектакле «Царь Эдип» московского театра Вахтангова Евгением Князевым.
Евгений Князев: о политике не скажу, но мы показываем лучшее, что бывает на театральных сценах
Смотрите видео!
Фрагмент беседы:
– Как часто вы бываете в странах Балтии, в частности – в Таллинне? Насколько культура сближает страны, когда они политически сильно разъединены?
– Люди здесь ни при чём – не они разъединяют страны! Буквально вчера я был в Литве, где нас тепло принимали и снова приглашали в гости.
О политике ничего не могу сказать – не люблю её, это сложная вещь. А вот то, что мы должны ездить и показывать лучшее, что бывает на театральных сценах, - это безусловно. Здорово, что существует «Золотая маска в Эстонии»!
К вам привозят лучшие спектакли со всей России. Я бы с удовольствием пошёл на лучшие спектакли Эстонии, если бы их привезли в Москву. В мои студенческие годы, когда мне доводилось бывать в Таллинне, и театр «Эстония», и Русский театр, и вообще эстонская школа актерского мастерства были на очень высоком уровне.
– На сегодня вы заняты уже в четырех спектаклях, поставленных худруком театра Римасом Туминасом. Что привнесли литовские режиссёры в театральную Москву?
– Я не знаю, какое это имеет отношение к национальности, но в данном случае литовец Римас Туминас своим талантом привнес очень много в театр Вахтангова. Думаю, что его талант – не национальный, а общечеловеческий. Театр – история, которая стоит над национальностью. Туминас же не ставит там спектакли о литовской деревне и не использует литовскую драматургию. Он берет мировую драматургию и пытается разговаривать языком драматургии с нами, через нас, с людьми. Он задает на этих спектаклях вопросы, на которые сам ищет ответы – о смысле жизни, предназначении человека, природе его поступков и заблуждений. Разрешить их невозможно, но интересно наблюдать, как Туминас всё это делает.
– Вы ректор знаменитого театрального училища им. Щукина. Каким вам видится новое поколение? Не слишком ли оно коммерциализировано?
– Можно так сказать, а можно и не говорить. Из каждого театрального набора всегда найдутся от четырех до шести человек, которые пришли в училище заниматься искусством. Наша профессия – сродни ремеслу. И каждый, кто только начинает постигать азы этой профессии, должен освоить ремесленнические навыки: научиться говорить, двигаться, петь. И если в какой-то момент такой человек, да еще и интеллектуально образованный – а у нас студенты в обязательном порядке знакомятся с историей театра, литературы, изобразительного искусства, костюма, этикета! – набрав весь этот багаж, вдруг становится личностью и преодолевает ремесло, возвышается над суетой, то спектакль с его участием становится предметом искусства. Это бывает крайне редко, но бывает!