Остаться без жилья на старости лет: почему пожилые жители Эстонии оказываются на улице?

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Построенный в 1920 году дом стал непригодным для жилья.
Построенный в 1920 году дом стал непригодным для жилья. Фото: Mailiis Ollino

До старого разваливающегося дома ведет полевая дорога. Во двор попадаешь через живую изгородь. Маленькие окна здания все в паутине, крыша осела, в прихожей вот-вот произойдет обрушение и даже войти в этот дом может быть опасно для жизни. Если не знать, то даже трудно поверить, что кто-то живет в этом доме.

Постоялица дома 70-ти лет пережила 21 июля этого года критическую ситуацию, когда обвалились перекрытия избы. Во время обрушения она находилась в другой комнате и не пострадала. Спасатели помогли ей выбраться через окно. Отделалась испугом и кошка пожилой дамы, пишет Pärnu Postimees.

На самом деле дом не принадлежит ей, хотя она считает его своим домом уже почти 70 лет. По ее рассказам, она начала там жить с матерью, когда ей было всего пять лет. Законный владелец переехал в город и оставил дом пустовать.

После восстановления независимости ЭР дом они не приватизировали. Недвижимость была возвращена законному владельцу.

На данный момент земельный участок в 17 гектар, на одном краю которого находится этот самый дом, построенный в 1920 году, сменил владельца и принадлежит занимающейся лесным хозяйством компании OÜ Metsagrupp. По словам представителя фирмы Рейна Виедехофа, сделка была совершена для покупки участка земли, а не дома. Также покупатель знает, что там самовольно живет человек, с которым нет никаких договоренностей: она просто там живет.

Виедехоф отправился проведать обстановку после того, как местное самоуправление связалось с законным владельцем. Уже тогда, год назад одна балка обрушилась.

Руководитель соцотдела волостной управы Пыхья-Пярнумаа Аннели Кальюри говорит, что пожилая женщина попала в орбиту их интересов, когда социальный работник навестил ее и увидел жуткую картину. Найти решение проблемы пытались минимум два года. Жительнице опасного дома предлагали социальную квартиру. Но она не захотела покидать свое жилье.

По словам Кальюри, никому нельзя помочь насильно. Закон предусматривает варианты, в каких случаях можно принудительно вмешиваться, но это не тот случай. «У волостной управы нет законных прав переместить дееспособного человека с частной собственности третьи лиц в другое место, если сам человек не согласен», - объясняет она.

Преставитель Metsagrupp лично с волостным соцработником ходили смотреть предлагаемую пожилой даме квартиру. По его оценке, речь идет о нормальной квартире, но женщина не хочет туда переезжать.

«Не могу себе представить, чтобы человека взяли за шиворот и вытащили оттуда», - недоумевает из-за сложившейся ситуации представитель владельца земли. Он считает, что жительница, возможно, считает дом своей собственностью.

Несколько недель назад она призналась, что предложенная волостной управой социальная квартире не подходит ей, но она выбрала одну, но на ее покупку не хватает денег. 

На данный момент, по сведениям Кальюри, женщина заключила договор о покупке квартиры, но переехала она из разваливающегося дома или нет, волостной чиновник не может сказать.

Ситуации, когда пожилым людям негде жить и волостная управа должна вмешаться, по словам Кальюри, случаются, но не так часто.

Летом этого года в редакцию Pärnu Postimees пришла русскоязычная жительница Пярну в пенсионном возрасте. В руках у нее были нотариальные бумаги и она хотела поговорить с журналистом, чтобы предупредить других пожилых людей о глупости, которую она совершила. Так, она из добрых побуждений подарила квартиру в районе Май в Пярну дочери, но ребенок теперь требует освободить жилплощадь.

Журналист узнал из документов, что у дарящего есть право бесплатно жить в данной квартире до конца своих дней. Пожилая женщина с российским гражданством, которая практически не знает ни слова на эстонском языке, этого не знала или забыла.

В июне в Pärnu Postimees была опубликована история о 81-летней Вильме, которая попала на пять месяцев в больницу, а владелец дома начал в это время в арендованных Вильмой комнатах ремонт, часть мебели была сломана. После больницы у Вильмы не было возможности попасть домой. Внучка забрала ее к себе.

Обрушение в июне этого года. Пожилая женщина не пострадала, поскольку находилась в другой комнате. 
Обрушение в июне этого года. Пожилая женщина не пострадала, поскольку находилась в другой комнате. Фото: Lääne päästekeskus

Главный специалист попечительского отдела за пожилыми людьми Пярнуской горуправы Ирис Руут говорит, что время от времени возникают ситуации, когда старым людям негде жить. Чаще всего к ней на стол попадают случаи, когда потеря жилплощади произошла уже некоторое время назад, но человек не знает о своих правах или опускает руки и находит решение в проживании у знакомых.

«До нас эти люди доходят тогда, когда здоровье подводит или к жилищной проблеме добавляет потребность в помощи, - рассказывает Руут. - Тогда мы понимаем, что у нас есть нуждающийся в помощи пожилой человек, у которого нет своего дома».

По словам Руут, местное самоуправление должно консультировать и, по возможности, помогать пожилым людям при поиске съемной квартиры или ходатайстве о муниципальном жилье или предоставить временное убежище в случае неожиданной ситуации.

Но как складывает жизнь людей, что в почтенном возрасте они остаются без дома? По словам Руут, часть людей теряют квартиры из-за долгов. Другие слишком доверяют знакомым и близким, поэтому дарят, продают или предоставляют в качестве залога на кредит свою жилплощадь.

Руут советует в вопросах недвижимости быть осторожными, советоваться с соцработниками или с юристами. Бесплатная помощь предлагается.

Комментарии
Copy
Наверх