Ученые-демографы считают, что общественной уклад и политика очень сильно влияют на рождаемость, и частично именно поэтому рождаемость в Европе так различается по регионами и странам.
«Изменения, произошедшие в контексте предстоящих парламентских выборов, должны придать уверенности тем партиям, которые хотят внести вклад в дальнейшую разработку методов семейной политики. Меньше поводов для недовольства должно остаться и у скептиков, которые считают, что невозможно оказать положительное влияние на рождаемость и семейные процессы при помощи политики»,- сказал ученый-демограф Аллан Пуур.
Годовой рост рождаемости может оказаться рекордным
Последние десять лет были переменчивыми. Высокой рождаемость в Эстонии в последний раз была в конце бума 2000-х годов и в пиковый период экономического кризиса. В период 2008-2010 годов суммарное количество родов в Эстонии выросло с 1,7 до 1,72 ребенка на одну женщину. Самый большой вклад в тот рост внесли рождения вторых или третьих детей. Демографы объясняют это двумя факторами: появлением премии в системе родительской компенсации и снижением влияния экономического кризиса.
Далее последовал спад, при котором дно было достигнуто в 2013 году, когда количество очередности родов достигло показателя 1,52 ребенка на женщину. В 2014 году рождаемость постепенно начала расти, подняв к 2016 году этот показатель до уровня 1,6 ребенка на женщину. В прошлом году рост остановился.
В этом году увеличение рождаемости, конечно, продолжится. Показатель очередности родов может увеличиться на 0,13, что окажется повторением рекорда, поскольку, начиная с 1950-х годов, такой показатель у нас был зафиксирован лишь один раз, в 1968 году. В 2007 году, на волне предыдущего экономического бума и появления родительского компенсации, показатель очередности вырос на 0,11.
Пуур считает, что нынешним достижениям пока рано радоваться, скорее нужно продолжать вносить вклад в развитие методов семейной политики. По его словам, в ближайшие десятилетия нам нужно быть готовыми к снижению общего количества рождений, поскольку количество людей в возрасте создания семьи будет еще какое-то время сокращаться.
«Если это уравновесить увеличением очередности рождений, спад окажется меньше ожидаемого», - сказал ученый-демограф.