По данным Министерства внутренних дел, за восемь месяцев этого года было зарегистрировано на восемь процентов больше рождений, чем за тот же период прошлого года. К концу года, при такой тенденции, может оказаться, что в этом году в Эстонии родились на 1000 детей больше, чем годом ранее, кроме того, рождаемость характеризует суммарное увеличение количества рожденных детей с прошлогодних 1,59 ребенка до 1,72 ребенка на одну женщину, пишет Postimees.
Пособие для многодетных семей вылилось в бум на третьего ребенка
По словам ученого-демографа Алана Пуура, речь идет о приятном сюрпризе: «Поскольку количество женщин детородного возраста каждый год уменьшается на 1000, общее увеличение количества родов может привести к росту рождаемости. Это означает, что в семьях стало рождаться больше детей, чем прежде».
Если высокая рождаемость этого года сохранится на длительный период, по словам Пуура, это окажет значительное влияние на сохранение населения: «Идет ли речь об устойчивом или временном изменении, увидим в ближайшие два-три года».
Больше всего выросло количество рождений третьего ребенка
Для объяснения причин мощного роста рождаемости можно использовать предварительные данные за первую половину этого года из медицинского регистра рождаемости, который ведет Институт развития здоровья. По данным регистра, в первую половину года больше всего, на целых 32 процента, увеличилось количество рождений третьего ребенка, что в целом внесло большой вклад в увеличение общего количество рождений. Количество рождений второго ребенка увеличилось на девять процентов, на 17 процентов – четвертого и последующих детей.
В то же время, количество рождений первого ребенка уменьшилось на два процента, что также отвечает ожиданиям, поскольку количество женщин детородного возраста, не имеющих детей, в прошлом году значительно снизилось – на восемь процентов. Количество женщин с одним ребенком в то же время сократилось на три процента, а с двумя – на 0,7 процента.
В число причин увеличения количества рождений, конечно, входят и находящаяся в фазе роста экономика, низкий уровень безработицы и мощный рост доходов, что улучшило благосостояние и чувство уверенности большинства людей.
Поскольку рост количества рождений был настолько резким, весьма вероятно, что большое влияние оказали изменения в семейной политике. В июне 2015 году тогдашнее правительство решило, что семьям, растящих минимум троих детей в возрасте выплаты детского пособия, с июля 2018 года начнут платить пособие для многодетных семей в размере 200 евро в месяц. В декабре 2016 годе было решено увеличить сумму пособия вполовину, и она составила 300 евро.
Эпоха перемен указывает на влияние на семейную политику
По статистике рождаемости видно и то, что увеличение количества рождений третьего ребенка различается по возрастным группам.
Рождение третьего ребенка у женщин после 40 лет и старше выросло на треть еще в 2016 году, именно во время введения нового пособия. В случае более молодых женщин в возрасте 25-39 лет, в первой половине 2016 года также произошел небольшой рост, но более серьезные и устойчивые изменения можно заметить с конца 2017 года, что можно напрямую связать со временем повышения пособия до 300 евро.
В том году, когда с начала реальных выплат уже прошло более полугода, рост оказался более масштабным и значительным: количество рождений третьего ребенка увеличилось как минимум на 20 процентов во всех возрастных группах от 20 до 39 лет. Больше всего третьего ребенка рожали женщины 30-34 лет.
И рождение вторых детей отдаленно может быть связано с пособием для многодетных семей. Например, в семье могло быть желание завести больше детей, но это планировали сделать в более отдаленной перспективе. Введение пособия могло придать смелости родить следующего ребенка раньше, а не откладывать этот шаг на потом. Рождение третьего ребенка с небольшим интервалом экономически выгоднее для семьи, поскольку пособие для многодетной семьи выплачивается сейчас лишь до тех пор, пока старший ребенок не преодолеет возраст выплаты детского пособия.
Ученые-демографы считают, что общественной уклад и политика очень сильно влияют на рождаемость, и частично именно поэтому рождаемость в Европе так различается по регионами и странам.
«Изменения, произошедшие в контексте предстоящих парламентских выборов, должны придать уверенности тем партиям, которые хотят внести вклад в дальнейшую разработку методов семейной политики. Меньше поводов для недовольства должно остаться и у скептиков, которые считают, что невозможно оказать положительное влияние на рождаемость и семейные процессы при помощи политики»,- сказал ученый-демограф Аллан Пуур.
Годовой рост рождаемости может оказаться рекордным
Последние десять лет были переменчивыми. Высокой рождаемость в Эстонии в последний раз была в конце бума 2000-х годов и в пиковый период экономического кризиса. В период 2008-2010 годов суммарное количество родов в Эстонии выросло с 1,7 до 1,72 ребенка на одну женщину. Самый большой вклад в тот рост внесли рождения вторых или третьих детей. Демографы объясняют это двумя факторами: появлением премии в системе родительской компенсации и снижением влияния экономического кризиса.
Далее последовал спад, при котором дно было достигнуто в 2013 году, когда количество очередности родов достигло показателя 1,52 ребенка на женщину. В 2014 году рождаемость постепенно начала расти, подняв к 2016 году этот показатель до уровня 1,6 ребенка на женщину. В прошлом году рост остановился.
В этом году увеличение рождаемости, конечно, продолжится. Показатель очередности родов может увеличиться на 0,13, что окажется повторением рекорда, поскольку, начиная с 1950-х годов, такой показатель у нас был зафиксирован лишь один раз, в 1968 году. В 2007 году, на волне предыдущего экономического бума и появления родительского компенсации, показатель очередности вырос на 0,11.
Пуур считает, что нынешним достижениям пока рано радоваться, скорее нужно продолжать вносить вклад в развитие методов семейной политики. По его словам, в ближайшие десятилетия нам нужно быть готовыми к снижению общего количества рождений, поскольку количество людей в возрасте создания семьи будет еще какое-то время сокращаться.
«Если это уравновесить увеличением очередности рождений, спад окажется меньше ожидаемого», - сказал ученый-демограф.