А где место этим европейцам?

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Вячеслав Иванов.
Вячеслав Иванов. Фото: архив автора

И все-таки, несмотря на то и дело раздающиеся из рядов EKRE эпатажные реплики, мне до сих пор казалось, что это всё – своего рода камуфляж, чисто внешнее фрондерство. Что-то вроде Жириновского, который любит устраивать клоунаду, чтобы отвлечь (или привлечь – глядя по обстоятельствам) внимание почтеннейшей публики.

Не может же нормальный человек, находясь в здравом уме и трезвой памяти, думать, а тем более говорить вот так… Оказывается, может. А значит, это не просто фронда или клоунада.

«Этому азиату совершенно не место в этом зале» (народный консерватор Март Саарсо – о председателе Таллиннского городского собрания Михаиле Кылварте и его присутствии в зале заседаний ТГС).

«Сам я Солженицына не читал, но…»

В публикации Саарсо на его страничке в Фейсбуке наличествуют все признаки обыкновенного нацизма. Без всяких приставок типа нео-, псевдо- и так далее. Это, впрочем, не означает, что здесь отсутствуют те же камуфляж и фрондерство.

Основной цинизм ситуации заключается в том, что вся эта свистопляска раскручивается в преддверии парламентских выборов, когда главное – держать внимание публики, не допускать его ослабления.

Наиболее эффективный – в первую очередь для общества – способ: выступить с конструктивной идеей, которая содержала бы в себе конкретные предложения по решению наиболее острых проблем в экономике, социальной и культурной сферах, а также рациональные методы их реализации. А затем развернуть широкую дискуссию, с привлечением экспертов и глубокими социологическими исследованиями.

Эффективный, но не эффектный. К тому же такой способ требует наличия квалифицированных специалистов, способных продуцировать свежие и полезные для государства и его жителей идеи. А если таковых нет? И если принципиально с конструктивностью и свежестью большая беда? Да и вообще: зачем напрягаться, когда имеется старый, как весь наш мир, способ: раздуть скандал. И чем выше градус его накала, тем лучше: за этой дымовой завесой можно успешно скрыть подлинные проблемы, для решения которых надо напрягаться, думать и работать…

Однако, похоже, на этот раз в мозговом центре EKRE (если здесь вообще уместно говорить о мозгах в обычном понимании этого слова) просчитались. Реакция на нацистские высказывания Саарсо в обществе приобретает всё более резкие и жесткие, во всех смыслах, черты. Хотя Март Хельме и попытался как-то оправдать своего однопартийца, прокомментировав его высказывание достаточно лукаво. Мол, сам «пост» Саарсо он не читал, но полагает, что Кылварт вел себя неверно: «Эстонский государственный флаг везде уместен».

К этой фразе мы ещё вернемся.

Столь же нехотя и так же пытаясь переложить вину с больной головы на здоровую, прокомментировал ситуацию EKREский депутат Рийгикогу Яак Мадисон: «Я считаю, что Март Саарсо выразился очень громко, и обусловлено это тем, как господин Кылварт вытащил из зала Таллиннского городского собрания флаг Эстонской Республики. Такое поведение со стороны председателя городского собрания точно не было достойным, так же, как и реакция Марта Саарсо».

У Эстонии есть шанс

Я бы уточнил: уникальный шанс доказать, что она является подлинно демократическим государством – с самостоятельной политикой, независимой от внешних влияний идеологией и судебной системой, которая защищает не только некие абстрактные гуманистические ценности, но и свободу, честь и достоинство своих жителей, к какой бы расе, национальности и культуре они ни принадлежали.

Использовать такой шанс не так сложно. Для этого следует привлечь кандидата в депутаты Рийгикогу Марта Саарсо к уголовной ответственности за разжигание расовой и национальной розни. И дело тут не в том, причинили или не причинили слова Саарсо душевные страдания кому бы то ни было лично. Совершено, выражаясь суконным юридическим языком, уголовно наказуемое или, как минимум, противоправное деяние. И тот, кто его совершил, должен понести предусмотренное законом наказание.

Абсолютно уверен, что любая добросовестная и непредвзятая лингвистическая экспертиза как дважды два докажет, что фраза Марта Саарсо носит оскорбительный характер как с морально-этической, так и с юридической точки зрения. Впрочем, последний аспект, скорее, относится к компетенции экспертизы криминалистической, но это уже детали.

…Много лет назад гораздо более «либерально» сформулированная фраза из предвыборной листовки «Эстония – эстонцам!» стоила жизни великолепному поэту и артисту Юхану Вийдингу, который, проживи он свою жизнь в нормальном формате, мог бы составить честь и славу эстонскому искусству в мировом масштабе. Впрочем, и без этого он достоин если не преклонения, то, как минимум, самого высокого уважения – и за свой талант, и за воплощение совести эстонского народа, которой претят сами принципы идеологии нацизма.

Для человека с тонкой и ранимой душой, каким был Юхан Вийдинг, представилось невыносимым дальнейшее существование после того, что он увидел и прочёл на  стене дома в своем родном Таллинне 1995 года, полвека спустя после разгрома гитлеризма.

Но прежде чем добровольно уйти из жизни, он написал свое последнее стихотворение «Кто? Йохан. Что? Гулял. Где? В центре Таллинна…». Оно заканчивалось пророческими строками: «Потом Йохан засомневался, принадлежит ли он к той нации, к которой до сих пор считал себя принадлежащим. Потом подумал он: „Если уйду я, куда денутся или уйдут Мария, Юри, Йоозеп, Ханна, Андрес, Михаил, Дебора, Корнилий, Анна и другие?“. Он спросил. „Навстречу своей судьбе“, – прозвучало в ответ».

Настал черед Марии, Юри, Йоозепа, Ханны, Андреса, Михаила (NB!), Деборы, Корнилия, Анны и других выбирать: станет ли их судьбой баллотирующийся вторым в списке кандидатов в члены эстонского парламента от партии EKRE Март Саарсо и его единомышленники (точнее сказать – сообщники).

Это не призыв к массовому суициду, упаси Бог! Есть более «щадящие» методы, к  тому же более действенные по отношению к тем, кто нарушает закон. Вот этими методами и надо воспользоваться.

P.S.  А что касается утверждения Марта Хельме, что эстонский государственный флаг везде уместен, у меня вопрос к маститому политику: и в общественном сортире – тоже? Ничего личного: сугубо академический интерес по содержательной части фразы…

Комментарии
Copy
Наверх