Рапорт об увольнении из рядов ВВС Эстонии привел военнослужащего к тому, что он него потребовали вернуть 10 000 евро. Это поставило его на грань банкротства. Как оказалось, с такими сюрпризами эстонские военные сталкивались и раньше, пишет Postimees.
Увольнение из эстонской армии чуть не довело бывшего военного до банкротства (2)
Техник летной группы авиабазы ВВС сержант Кристьян (30) получил в апреле этого года предложение о работе, которое с позиции его карьеры, безусловно, являлось прорывом.
В немецкой фирме по обслуживанию самолетов, которую молодой мужчина мог обогатить своими навыками, ему предложили как лучшую зарплату, так и возможность получения больших знаний, чем в армии. Именно поэтому сержант подал рапорт об увольнении.
Командующий ВВС, полковник Рийво Валге в начале июня освободил техника от действующей службы. Но вместе с приказом сержант получил шокирующее требование: при увольнении его обязали компенсировать 9956 евро, которые потратили на его обучение. Таких денег ему взять негде.
В конце 2016 года выяснилось, что ВВС Эстонии получит в подарок от США два транспортных самолета M-28. Поэтому Кристьяна отправили в Польшу на курсы техников, работающих с самолетами такого типа.
Капитан Тынис Сынум, из отдела кадров генштаба Сил обороны объяснил, что по аналогии с системой вооружения обучение военных является весьма затратным. Например, обучение одного офицера в США обходится армии в 100 000 евро в год.
Польская учебная программа – это масштабное по ресурсам обучение, при котором с подчиненным заключается договор, который на длительный период связывает его с работодателем.
Масштабным по ресурсам считается обучение, которое длится до 90 дней в году или его стоимость превышает 3000 евро. При этом армия может потребовать у прошедшего обучение оставаться на службе на срок до десяти лет, правда, по словам Сынума, по максимуму никто никого в армии отслужить еще не заставлял.
Поскольку польское обучение техников M-28 было дороже установленного предела, сержанту вменили в обязанность оставаться на службе как минимум два года, но на момент подачи рапорта Кристьян отслужил всего год и два дня, то есть не дослужил целый год.
Он уже уехал на работу в Германию, когда ему передали требование с рассчитанной суммой. Поскольку оплатить счет почти в 10 000 евро не позже, чем через месяц, финансовое положение Кристьяну не позволяло, а само требование он посчитал слишком большим, он решил оспорить его в Таллиннском административном суде.
Однако Вооруженные силы считают, что Кристьян в любом случае должен был знать, с чем себя связывает и чем для него обернется его уход.
Сынум объяснил, что до отправки на такое обучение человеку объясняются сопряженные с этим обязательства и без его согласия никого в подобные командировки не отправляют: «Если человек в течение определенного периода решит уйти со службы, ему в любом случае сообщат, что он обязан оплатить расходы армии за соответствующий неотслуженный период. Конечно, не может возникнуть ситуации, при которой человеку этого не объяснят».
Ушедший с действующей службы пожаловался, что поскольку он отслужил уже год, сумма должна быть как минимум вполовину меньше. Также он объяснил, что у Вооруженных сил Эстонии еще нет самолетов типа M-28 (их до сих пор не доставили из США).
Закон об общественной службе говорит, что нельзя востребовать с работника деньги за обучение, которое проводилось исключительно в интересах работодателя. Кристьян утверждает, что данное обучение - только в интересах ВВС и полученную им лицензию он больше нигде не сможет применить. И поскольку ему не удалось пройти практику, его лицензия на обслуживание самолетов данного типа в любом случае утратит свою силу.
Вооруженные силы ответили, что в любом случае техник подписал соответствующие договоры и документы, которые позволяют требовать от него возврата средств, к тому же Кристьян ушел со службы добровольно.
Таллиннский административный суд принял жалобу бывшего военнослужащего в производство, и, по крайней мере, на время разбирательства спора приостановил обязанность платить деньги.
Сынум объяснил, что такие случаи компенсации расходов в армии, однако, происходят регулярно.
«Полученные во время обучения знания иногда позволяют людям требовать на рынке рабочей силы большую зарплату, чем может платить армия и они решают уйти – в результате этого армия теряет обладающего знаниями человека и должна снова проводить обучение».
В этом году действующих военных отправляли на масштабное по ресурсам обучение 61 раз.
Куда делись самолеты?
Как выяснилось в ходе работы над этим материалом, вооруженные силы уже два года готовятся получить из США два самолета M-28 Skytruck, но воздушные суда до сих пор не прибыли в Эстонию.
План приобрести для эстонской армии новые транспортные самолеты был представлен общественности еще в 2014 году, когда Вооруженные силы сообщили, что примут в использование воздушные суда Sherpa C-23B+.
Через пару лет появилась возможность получить по той же программе два транспортных самолета M-28, и от Sherpa отказались. В отличие от Sherpa, которые 25 лет назад уже сняли с производства, M-28 производят до сих пор, а значит, запчасти к ним доступны, а уход и содержание самолетов по этой причине дешевле.
Речь шла о межправительственной сделке, в результате которой Эстония могла получить в качестве подарка два самолета общей стоимостью в шесть миллионов долларов США: при условии, что Эстония покроет расходы, связанные с приведением самолетов в соответствие с европейскими требованиями летной безопасности и их транспортировкой в страну.
Вооруженные силы обучили техников M-28 в конце 2016 и в начале 2017 годов, но действующие военные, прошедшие обучение стоимостью в десятки тысяч евро, до сих пор не могут применить полученные знания на практике.
Командующий оперативным отделом и обучением подполковник Янек Лехисте объяснил, что прибытие самолетов задерживается, поскольку они должны пройти в США определенные работы по обслуживанию, которые выполняют частные предприятия.
«По разным причинам проведение этих работ задерживается. Несмотря на это, прибытия первого M-28 Skytruck в Эстонию мы ожидаем в ближайшие месяцы, а второго - в 2019 году».
До сих пор в использовании ВВС Эстонии были самолеты Ан-2.