Три года напряжения помогли выйти на новый уровень: социальная сеть Facebook по просьбе эстонского Налогово-таможенного департамента закрыла несколько групп, в которых тысячи жителей Эстонии незаконно покупали и продавали некурительный табак, пишет Postimees.
Facebook закрыл крупные эстонские группы друзей снюса (5)
В пиковые моменты в этих группах было 6700 членов, то есть больше, чем все население Тюри. Внешне группы выглядели как обычная торговая площадка: продавцы и покупатели встречались друг с другом и велась самая обыкновенная торговля. С одной лишь разницей: торговля некурительными табачными изделиями в Эстонии запрещена.
Усмирением и устранением торговцев снюсом занимается Налогово-таможенный департамент, которому давно надоели наглые нарушители законов. Незамысловатая незаконная торговля велась в социальных сетях под носом у чиновников.
В первый раз представители департамента попытались связаться с Facebook еще в 2015 году. Поговорили с местным веб-констеблем, который в свою очередь переговорил с представителями социальной сети. Никакого результата это не принесло.
Спустя три года, начиная с нынешнего, Налогово-таможенный департамент получил право на проведение контрольных закупок. То есть, если какой-то продавец снюса ведет в социальных сетях бессовестный бизнес, представитель следственной группы, используя псевдоним, может связаться с ним под видом покупателя и договориться о встрече.
И в тот момент, когда за коробку снюса передаются деньги, продавец узнает, что перед ним страж закона.
Новые минигруппы
Получение такого права означает, что представители закона должны заранее собрать доказательства, что в этих группах действительно ведется незаконный бизнес. Это и стало основанием для Facebook, чтобы сеть принудительно закрыла группы.
«Теперь с Facebook установлен контакт, и закрыть новые группы будет уже легче»,- сказал руководитель службы следственного отдела Налогово-таможенного департамента Сийм Рудисаар.
Ясно, и это знают и налоговики, что 6700 потребителей снюса моментально от своего хобби не откажутся. Поиск в Facebook по-прежнему дает ссылки на несколько таких же групп, в которые можно перебраться. Хотя по своим масштабам оставшиеся группы здорово уступают закрытым.
«По слухам, самая крупная группа в какой-то момент начала работать как портал недвижимости – если хочешь оставить объявление, нужно платить. После этого часть людей создала свою группу. Теперь, когда крупнейшая группа исчезла с радаров, могут появиться новые, но бизнес, конечно, будет намного более раздробленным», - добавил Рудисаар.
Много неизвестных автономных деятелей - это значительно лучше, чем одна большая торговая площадка: просто потому, что в мелких групках не сформирована атмосфера доверия, а взорам новичков не открывается целый ряд всевозможных предложений.
Деятельность в таких группах, по словам Рудиссаара, происходит таким образом, что изначально присоединившиеся к ним в качестве покупателей вскоре приходят к выводу, что можно отбить потраченные деньги, и начинают торговать сами: «Это как трамплин». Он добавил, что при возникновении контактов общение переходит в другое место.
В бизнесе, кажущемся невинным, двигаются приличные суммы: покупаешь в Швеции коробку некурительного табака за два евро, а здесь продаешь за четыре-пять евро: «Скажем так, ты в наваре. Но мы делаем все для того, чтобы этот навар не появлялся».
Популярнее среди молодых
В 2016 году количество ежедневно потребляющих снюс среди 16-24-летних мужчин было меньше пяти процентов, в возрастной группе 24-34 года – меньше двух процентов, а в других возрастных группах и вовсе меньше одного процента.
Женщинам, потреблявшим снюс каждый день, меньше 35 лет, причем, и в этой возрастной группе их было меньше одного процента.
Источник: Исследование Института развития здоровья о здоровом поведении за 2016 год
Продавца приговорили к условному сроку
И хотя большая часть продаж снюса переехала в социальные сети, находятся и приверженцы старой школы. Летом Вируский уездный суд приговорил к заключению 33-летнего Меэлиса Метсала, который был одним из самых значительных торговцев снюсом в Ляэне-Вирумаа.
В течение двух лет Метсала не работал, поскольку прекрасно жил на криминальные деньги. Сам провозил снюс десятками килограммов на машине через море и продавал. У него было более 2000 клиентов.
«Полиция неоднократно получала сообщения о том, что человек с такой-то внешностью сидит в такой-то машине на парковке и к нему подходят люди. В какой-то момент этих сообщений накопилось так много, что мы решили тщательнее изучить это дело», - рассказал руководивший предварительным следствием окружной прокурор Юрген Хюва.
Следствие показало, что Метсала зарабатывал в месяц в среднем до 3000 евро. Стало понятно, что он самый крупный делец в окрестностях Раквере: «Он пользовался успехом у клиентов, потому что у него всегда было что продать, а выбор был богатым».
Суд приговорил Метсала к полутора годам лишения свободы, но этот приговор не приведут к исполнению, если за чуть более двух лет он не совершит новое преступление.
Дело решили в ходе договоренного производства, и осужденный отдал государству 16 000 евро, заработанные преступным путем. По данным прокуратуры, и по словам самого Метсала, он больше не вернулся к этому бизнесу.
Наказанный продавец снюса: все знают, что чиновники отслеживают группы
Приговоренный в июле этого года к условному заключению за торговлю некурительным табаком Меэлис Метсала (33) говорит, что ликвидация групп в Facebook большого результата не принесет.
- Я понимаю, что вы были самым крупным торговцем снюса в окрестностях Раквере. Это так?
- Можно даже сказать, что во всем Ляэне-Вирумаа.
- Вы тоже искали клиентов, а они вас в Facebook?
- Нет, Facebook – это скорее тема для начинающих. Было уже давно известно, что Налогово-таможенный департамент это дело отслеживает и если ты там засветишься, то большого праздника не получится. Начинающие надеются получить какой-то доход, но их большая ошибка заключается в том, что они покупают у посредников. Я контролировал все один – сам привозил и сам продавал.
- Окажет ли какое-то влияние на рынок закрытие этих групп в социальной сети?
- Никак не повлияет. Контакты все равно перемещаются. Если бы мне позвонил кто-то чужой, моим первым вопросом было бы, где он взял мой номер. Большинство говорит, что дал тот-то или тот-то. Я не рекламировал себя и нигде не писал открыто: у меня можно купить, приходите ко мне. Реклама передавалась из уст в уста, и информация распространялась невероятно быстро. У меня было как минимум 2800 клиентов.
- Сейчас вы работаете легально?
- Да, конечно. Приговор я получил, и сам этого добился, но можно сказать, что все более-менее обошлось. Но если я начну снова, так легко уже не отделаюсь.
- У вас конфисковали 16 000 евро?
- Это было единственное, что они получили, но нужно учитывать, что я работал два года и был крупнейшим продавцом в уезде. И прокурор сказал, что мы оба знаем, что эти 16 000 евро были моим месячным оборотом. В итоге я согласился на договорное производство.