Три крупных российских канала, безусловно, останутся в основных пакетах каналов телезрителей Эстонии, поскольку у операторов нет конкуренции, а из-за интереса со стороны аудитории нет желания их чем-то заменить. Кроме того, большинство представленных в парламенте партий не готовы серьезно обсуждать введение ограничений или регуляцию СМИ, пишет Postimees.
Российские каналы останутся на экранах эстонских зрителей (1)
В самых дешевых основных пакетах четырех крупнейших операторов телепрограмм Эстонии есть Первый балтийский канал (ПБК), РТР-Планета и НТВ Мир, каждый из которых находится под контролем российских властей и передает наряду с развлечениями и более-менее скрытую пропаганду.
Обычно это белая пропаганда, при которой важные события трактуются новостями и ток-шоу в студии, исходя из официальной позиции России. Правда и ложь иногда сливаются в серую пропаганду.
Время от времени до зрителей доходит и черная пропаганда. В качестве одного из самых жестких примеров можно привести весну 2015 года, когда новости Первого Канала, РТР и Russia Today, говоря об Эстонии как о нацистском государстве, использовали прошедший в эфире ЭТВ скетч с черным юмором «Эстония ищет нациста», чтобы проиллюстрировать этим утверждение о распространении нацизма в школах Эстонии.
Почему предлагающие телекартинку не показывают Финское телевидение, а транслируют 40 российских каналов, удивился в опубликованном в Postimees 10 октября мнении Эркки Баховски. «Экономически-политически и исторически мы должны были бы жить в европейском пространстве, но по телеканалам мы железно живем в культурном пространстве России», - написал он.
Интерес зрителя – это аргумент
На рынке Эстонии работают четыре крупных оператора. Месячная плата за их основные пакеты начинается с шести евро. В самых дешевых основных пакетах крупных операторов, в зависимости от фирмы, 20-50 каналов, которые попадают туда по двум принципам. Эстонские общественно-правовые каналы ЭТВ, ЭТВ2 и ЭТВ+ должны быть доступны для всех – это говорит закон. Остальные каналы попадают в пакеты, прежде всего, на основании спроса: чем выше интерес зрителя, тем увереннее канал чувствует себя в пакете.
«И хотя тенденция просмотра российских каналов в течение нескольких лет находится в состоянии спада, интерес зрителя по-прежнему значительный», - сказал руководитель услуги ТВ Elisa Сильвер Соомре. Он добавил, что поскольку крупные российские телеканалы передают все операторы Эстонии, то из-за конкуренции они являются частью базовых пакетов, а финские каналы доступны в качестве выбора.
Руководитель по вопросам телевидения и мультимедиа Telia Бирье Кийк также подтвердила, что помещение телеканала в пакеты зависит от предпочтений зрителей: «Частные предприятия исходят прежде всего из рыночной экономики и ситуации с конкуренцией». Она сказала, что просмотр финских общественно-правовых каналов Yle маленький и с течением лет постоянно сокращался, но доля англоязычных каналов увеличилась.
Спутниковый оператор TVPlay Home или бывший Viasat работает в странах Балтии и при постановке каналов в пакеты учитывает ожидания аудиторий трех стран.
«Мы считаемся с интересами аудиторий Балтии, а судя по ним популярность финских каналов маленькая. Учитывая расходы на спутниковый сигнал добавление этих каналов в наши пакеты экономически нецелесообразно. Все зависит от телезрителей», - сказала руководитель по связям с общественностью TVPlay Home Карин Лаурима.
Член правления STV Дмитрий Кузьмин сказал, ссылаясь на крупные российские телеканалы, что самые популярные каналы могут и сами потребовать от операторов включить их канал в самые популярные пакеты.
Все фирмы, предлагающие платную телеуслугу, платят телеканалам. Кроме этого, эти телеканалы продают направленное на эстонский рынок рекламное время. Несмотря на это, ни один из операторов, ссылаясь на коммерческую тайну, не сказал, как много людей в действительности смотрит российские каналы в их пакетах.
Размах российских каналов уменьшился
О деятельности России по оказанию влияния говорят все больше и все более жестким тоном, но ее размах на так называемом первом экране Эстонии снизился, или, по крайней мере, остался на том же уровне.
Так, например, рыночная доля ПБК за десять лет уменьшилась на восемь процентов. Если в 2008 году ПБК мог похвастаться 12-процентной долей от всей зрительской аудитории, то в сентябре этого года этот показатель снизился до 4,4 процента, выяснилось из исследования Kantar Emor, основанном на телесчетчиках.
Два других транслирующихся в Эстонии российских телеканала – НТВ Мир и РТР-Планета – в последние годы оставались стабильными – около четырех-пяти процентов. Количество зрителей русскогоязычного общественно-правового канала остается в пределах одного процента.
Аналитики приводят три главные причины, по которым зрители русскоязычных каналов уходят от телевизоров и почему к ним не приходят. Во-первых, благодаря различным устройствам растет возможность смотреть все больше каналов и во многих домах просто уже нет телевизоров. Во-вторых, русская молодежь все лучше осваивает эстонский и еще какой-то иностранный язык, поэтому уже не привязана только к российским каналам. Правдой является и то, что представители старшего поколения телезрителей начали уходить от нас.
Самый популярной программой российских каналов в сентябре были «Новости Эстонии» на ПБК, которые хотя бы в течение минуты смотрели 30 000 человек (2,5 процента), и новостная передача РТР-Планета «Вести недели», которую просмотрели 26 000 человек (2,1 процента). Программа «Время» на ПБК собрала 20 000 зрителей, то есть 1,7 процента.
Давить не торопятся
Из шести парламентских партий пять осторожно говорят о запрете или ограничении российских телеканалов, и лишь EKRE применила бы против пропагандистских каналов соседнего государства методы давления.
Министр культуры, социал-демократ, Индрек Саар сказал Postimees, что исходной точкой при организации медийной политики Эстонии является свобода СМИ: «Любое ограничение СМИ должно быть четко обосновано, в том числе и ограничение таких СМИ, с посылом которых мы не согласны».
«Вместо ограничения мы скорее поддерживаем такие методы, которые помогают удерживать жителей Эстонии в едином, покрытом свободными СМИ инфопространстве», - добавил Саар, сославшись на русскоязычный общественно-правовой канал ЭТВ+
Поскольку собственники многих транслирующихся в Эстонии каналов зарегистрированы в какой-то из стран ЕС, при введении возможных ограничений Эстония должна исходить из законов Европейского союза: «Ограничение услуг СМИ – это метод, использовать который можно только в отдельном случае, и оно должно быть серьезно обосновано».
Председатель фракции Центристской партии Керсти Сарапуу также заверила, что воспрепятствование деятельности или распространению каналов предполагает большую необходимость и должно быть основательно взвешено: «Эстония не является закрытой страной, у нас все равно какая информация, даже неприятная, не подвергается цензуре. Сегодня от закрытия одного-двух каналов не будет никакой пользы, поскольку возможности выбора для потребления СМИ невероятно велики».
Председатель фракции Партии реформ Юрген Лиги назвал свободу слова и СМИ хрупкой свободой, ограничение которой не принесет желаемого результата: «Мое четкое предпочтение – регулировать эти вещи правилами хорошего тона и оставить общественности возможность оценить то, как этих правил придерживаются. Содержание, тон и кривое зеркало этих каналов своеобразно помогают оценить ценности свободной журналистики. Таллиннское ТВ или «Столица» не менее враждебны, чем ПБК, они просто прикрылись овечьей шкурой, чтобы поддержать правящий сейчас союз».
По словам советника по СМИ «Отечества» Марта Луйка, государство, ценящее свободу слова и СМИ, не может напрямую ограничивать трансляцию телеканалов при условии, что они исполняют законы Эстонии: «Но их нужно заставить отвечать за конкретные нарушения и делать это как можно активнее. Распространение лжи и сомнительной информации на транслирующихся на территории Эстонии каналах нужно всячески осуждать и использовать предусмотренные законом возможности для предотвращения этого». По его словам, позиция «Отечества» такова, что Эстония не должна ходатайствовать через суды о запрете русскоязычных каналов.
Член фракции «Свободной партии» Андрес Херкель отметил, что противостоять агрессивной российской деятельности по оказания влияния нужно способом, который помог бы уравновесить распространяющуюся в Эстонии русскоязычную информацию: «Я в любом случае не считаю запрет лучшей возможной политикой, но проблемой является и то, что в случае большого количества русскоязычных каналов русскоязычный зритель не найдет ЭТВ+».
По словам председателя фракции EKRE Мартина Хельме, трансляцию пропагандистских каналов нужно ограничить: «У государства есть множество возможностей временно или постоянно прекратить передачу таких программ, которые разжигают ненависть или подрывают наш конституционный порядок». Он отметил, что государство может оказать давление на операторов для удаления определенных каналов из пакетов, а трансляцию каналов можно заблокировать и напрямую.
Ограничения использовались
Еще до аннексии Крыма и начала войны на Востоке Украины литовский суд в октябре 2013 года на три месяца запретил трансляцию ПБК, поскольку этот канал показал передачу, которая отрицала участие советского спецназа в убийстве гражданских лиц в январе 1991 года в Вильнюсе. Через полгода после оккупации Крыма, в мае и октябре 2014 года, контролирующий теле-радиоканалы Латвии совет оштрафовал ПБК за однобокое освещение событий на Украине на сумму в 3600 евро.
Воюющая с Россией Украина была более радикальной. Киевский суд постановил, что все телеканалы, которые называют Крым российской территорией, запрещены. Так из кабельных сетей Украины исчезли Первый Канал, РТР, НТВ, Россия24 и Russia Today. Запрет удивительным образом распространился и на оппозиционный российский канал «Дождь», поскольку и они неоднократно называли Крым частью России.