Имеющий дурную репутацию бизнесмен, специализирующийся на конфетах «Коровка» Урмас Веллесте, обвиняет конкурента в захвате бренда и подделке. Противная сторона называет его отпетым мошенником, в очередной раз сошедшим с ума, пишет Postimees.
Конфетный бизнесмен: помогите, "Коровку" воруют! (1)
Скандальный бизнесмен Урмас Веллесте вне себя от злости. Если раньше он обвинял свою сожительницу в краже рецепта конфет «Коровка», то теперь он винит конкурента в попытке захвата бренда, а старого знакомого - в подделке конфет: «22 года никто не пытался захватить бренд, а теперь у наших конфет появился рынок сбыта и они стали привлекательной продукцией».
Противная сторона получает угрозы, и называет отбывшего тюремное заключение за мошенничество, присвоение имущества и семейное насилие Веллесте главным обманщиком, который должен половине мира и о котором они ничего слышать не хотят. Веллесте объявил предполагаемым захватчикам войну: «Теперь состоится большая битва за «Коровку», как с Полищуком за Центральный рынок!» Но давайте обо все по порядку.
Торговая марка «Коровка» была зарегистрирована в Патентном департаменте 22 года назад и каждые десять лет право собственности нужно было продлевать. В июне прошлого года наступил очередной срок обновления патента. Фирма Веллесте OÜ Viru Kaubandus 7 декабря получила новый сертификат на «Коровку», и его срок действует до 2027 года.
Это была внезапная победа. Если по истечении десяти лет право собственности на торговую марку не продлевается, собственнику дается еще полгода на подачу ходатайства, иначе имя собственника удалят из регистра.
Именно так произошло с Веллесте: право собственности на торговую марку «Коровка» было продлено в последний день дополнительного срока, но за две недели до этого ходатайство о получении права на собственность подала фирма OÜ Londiste. Такое ходатайство Londiste подавала в Патентный департамент два раза, но оба раза его не удовлетворили.
Патентный департамент не обнародует ни обстоятельства своего производства, ни обоснования, этого также не хотят делать Веллесте и собственник Londiste Эрика Лючия Худа.
Предстоит адский путь
Londiste так дело не оставила и обжаловала первое решение Патентного департамента об отказе в апелляционной комиссии производственной собственности Министерства юстиции. Это контора, в которую споры о торговых марках попадают совсем нечасто: как заверила пресс-секретарь Патентного департамента, речь идет о количестве меньше одного процента от всех решений департамента.
Комиссия приняла жалобу в производство, сейчас ждут, когда будет представлена позиция прежнего собственника торговой марки «Коровка» - Viru Kaubandus. Патентный департамент в этом споре остается верен себе: «Коровка» должна принадлежать фирме Веллесте. В то же время, поданное Londiste следующее ходатайство пока проходит экспертизу в департаменте.
Если эта фирма не получит от комиссии нужного ей решения, следующим ее шагом может быть обращение в суд. Этого Веллесте делать не советует и обещает, что в таком случае он подаст семь исков в гражданский суд: «Я обещаю, что мы дойдем с ними до Государственного суда!»
По словам Худа, она подала ходатайство для получения права собственности на бренд «Коровка» для зарегистрированного в 2013 году предприятия просто потому, что бренд был доступен: «Если собственник торговой марки свое право не обновляет, он его теряет». Поскольку ее фирма занимается изготовлением сластей и кондитерских изделий, она подумала, что можно начать производить и популярные конфеты. Раньше она, по ее же словам, держала на улице Теллискиви в Таллинне и кафе Londiste Koogid, но решила его закрыть.
Сливочные конфеты
- Сливочные конфеты, известные с советского времени под торговой маркой «Коровка», с 1996 года находились в праве собственности OÜ Viru Kaubandus. Согласно годовому отчету, в этом году фирма планировала довести оборот до 40 000 евро (в прошлом году он составил 2300 евро). По словам собственника и ликвидатора Урмаса Веллесте, продажи «Коровок» разделены на восемь фирм, а цена килограмма сделанной вручную продукции составляет 50 евро.
- Торговая марка «Конфета Коровка» с 1997 года принадлежит действующему в тартумааском Ныо производителю сластей AS Cautes.
- Молочные конфеты «Му-му» с изображением коровы на этикетке производит тартуская кондитерская фабрика AS Maris Gilden. Как заверили на предприятии, эти конфеты – чувствительный к цене нишевый продукт, которого в год они производят шесть-семь тонн и продают оптом по цене около 4,5 евро за килограмм. Большую часть рынка сливочных конфет покрывают дешевые private-label-изделия.
- Сливочные конфеты популярны во многих странах Восточной Европы, на полках эстонских магазинов можно найти, например, латвийские «Gotina», польские «Krówki mleczne», российские «Коровки» и украинские «Korivka».
Тесно связанная компания
Веллесте утверждает, что за фирмой Худа скрываются знакомые ему сааремааские предприниматели Мати Вяэртныу и Кальмер Мяэкаллас. У создателя сети обувных магазинов ABC King Мяэкалласа сейчас два обувных магазина под названием ShoeShop, и за эту торговую марку он боролся с Веллисте: оба в августе подали ходатайство о регистрации этой торговой марки. Веллесте утверждает, что он является поставщиком и продавцом обуви.
Мяэкаллас сказал, что у него нет ни малейшего интереса к «Коровке», поскольку у нее нулевая ценность. Он считает Веллесте главным мошенником Эстонии и ничего не хочет о нем слышать. Предприниматель говорит, что ничего не знает и о фирме Londiste. В то же время это предприятие зарегистрировано в принадлежащем ему офисном здании на Пярнуском шоссе, 388b в Таллинне. «Я считаю, что если кто-то пытается запатентовать принадлежащие или когда-то принадлежавшие Веллесте вещи, то он такой же сумасшедший, как Веллесте».
Сейчас работающий главным образом в бизнесе по очистке труб Мати Вяэртныу является бывшим владельцем того же здания на Пярнуском шоссе, а Худа – это жена сына его сестры. И Вяэртныу заверил, что никак не связан со спором вокруг бренда «Коровки» и не испытывает к нему ни малейшего интереса. Он отметил, что слышал о каком-то споре между Худа и Веллесте, но добавил, что Веллисте всю жизнь окружен обманом.
Воскресшая фирма
Но в ходе разговора все же выяснилось, что Вяэртныу прекрасно в курсе обстоятельств спора между фирмами Londiste и Viru Kaubandus. Как он объяснил, фирма Веллесте продлила право собственности на «Коровку» 7 декабря прошлого года. Но собственника бренда OÜ Viru Kaubandus удалили из Коммерческого регистра еще четыре года назад, поскольку он не подавал отчеты за экономический год. Право собственности на «Коровку» закончилось в июне прошлого года, поскольку Патентный департамент не удалял в течение четырех лет несуществующего собственника торговой марки, хотя каждый мог подать ходатайство о получении права на собственность.
По словам Вяэтрныу, в прошлом году Веллесте удалось реанимировать фирму, и воскресшая Viru Kaubandus в последний день дополнительного срока снова получила право на «Коровку».
В Коммерческом регистре указано, что OÜ Viru Kaubandus была принудительно закрыта решением суда от 2012 года, которое предписывало удалить фирму из регистра, а также, что в декабре 2017 года началась ликвидация удаленного из регистра предприятия OÜ Viru Kaubandus. Ликвидатором фирмы с 6 декабря назначен Веллесте.
Еще 20 ноября ходатайство о получении права собственности на торговую марку «Коровка» подала фирма OÜ Londiste, а 29 ноября - OÜ Viru Leib, членом правления которого является тот самый Веллесте. В тот же день OÜ Viru Leib подал ходатайство о получении права собственности и на торговую марке Londiste. Оба производства уже завершены в Патентном департаменте.
Худа говорит, что она не поставила для себя точку в деле «Коровки», но до окончания спора о торговой марке не хочет комментировать обстоятельства дела. Она уверяет, что занимается этим делом только в интересах своей фирмы и чьих-либо еще интересов за этим не стоит.
По словам Веллесте, его позиция в этом споре уверенная на 1000 процентов и ему придется сражаться с обычными конфетными ворами: «Производство у нас никто отнять не сможет».
Веллесте не захотел сказать, где он производит «Коровку» и как много конфет продает, сославшись на излишнюю информированность конкурентов, но заверил, что «Коровку» 36 вкусов производят вручную в Европейском союзе. По данным конкурентов, Viru Kaubandus просто покупает конфеты в Латвии и продает их здесь.
Подделка конфет не выявлена
Предприниматель Урмас Веллесте обвиняет купившего у него конфеты клиента в сведении счетов, подделке конфет и их широкой продаже, но ни полиция, ни Ветеринарный департамент нарушений не выявили.
По словам Веллесте, баллотировавшийся на местных выборах 2017 года по спискам EKRE Мати Вяэртныу перед выборами пришел к нему, чтобы купить конфеты и раздать их избирателям. Ему выдали счет за конфеты на частное лицо, и Вярэтныу получил устное разрешение раздавать конфеты на одной ярмарке. Поскольку конфеты у Вяэртныу остались, он хотел раздать их на еще одной ярмарке. Веллесте разрешил.
Но вдруг до Веллесте дошли слухи, что на ярмарках активно продают подделку его «Коровки». Он начал звонить организаторам ярмарки и разбираться, таким образом определив 36 мероприятий, на которых якобы без его разрешения продавали «Коровку».
Вяэртныу отвергает обвинения. Его версия такова: его фирма Hondar Trade OÜ привозит в Эстонию грузинские вина и продает их на ярмарках. Ему показалось уместным продавать наряду с вином еще и конфеты. Он купил у Веллесте три-четыре раза конфеты, оплата якобы производилась наличными и счетов не выставляли. Он будто бы даже еще раз спрашивал о счетах, но так их и не получил. Вяэртныу утверждает, что Веллесте начал ему угрожать: «Если ты не купишь конфеты, то больше не сможешь продавать их на ярмарках!» Якобы он пообещал обзвонить организаторам ярмарок и сказать, что Вяэртныу сам изготавливает конфеты, а тот не сможет опровергнуть эти утверждения, поскольку не сможет предъявить счета.
После поступившей от Веллесте жалобы инспектор Ветеринарно-пищевого департамента отправился проверять информацию на тартускую рождественскую ярмарку. Он выявил нарушения лишь в сопроводительных документах к товару, поскольку у продавца не было, например, счетов, по которым можно было бы выявить производителя. Департамент не выявил подделки конфет «Коровка». Дело расследовала и полиция, но производство было прекращено.
По словам Вяэртныу, у него до сих пор стоят ящики с 50-60 килограммами засохших «Коровок». Он сам думает пожаловаться на Веллесте в полицию, поскольку тот умышленно оболгал его, распространял ложь среди организаторов ярмарок. По словам Вяэртныу, Веллесте пытается на него давить, поскольку ему должен. А именно, в прошлом году Вяэртныу выкупил долговое требование на 4000 евро против руководимого Веллисте OÜ Viru Leib и собирается посоветоваться с другими кредиторами, счета которых Веллесте не оплатил. Но Веллесте говорит, что товар на 4000 евро от имени Viru Leib заказал кто-то другой, а поэтому этого долгового требования он не признает.