Дворник против Путина – никто сдаваться не намерен! (4)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.

«Я тут уже четыре года, каждую неделю. Для того чтобы бороться за целостность Украины и против агрессии России. Теперь уже пойдет пятый год. Сколько еще – не знаю. Но мы не сдадимся!» Это передаче «Радар», выходящей на Kanal2, рассказал Тармо Круузимяэ, известный во времена панков под прозвищем Дворник, и один из активистов движения футбольных фанатов Jalgpallihaigla, пишет Postimees.

По инициативе депутата парламента Круузимяэ и борцов за свободу Антса Эрма и Мари-Анн Келам в Таллинне, на улице Пикк, у российского посольства уже четыре года проходят пикеты в поддержку Украины.

Как объяснил Антс Эрм, они больше не могли со стороны наблюдать за происходящим на Украине.

«Пока в Европе царят несправедливость и насилие, моя работа не будет завершена. Это было дело, которое я начала много лет назад в США, вступив в борьбу за восстановление независимости Эстонии. Мы ходили там, в Вашингтоне, пикетировать. Не так регулярно и не так часто. Но ходили», - добавила Мари-Анн Келам. В Вашингтоне пикетировали, конечно, у посольства Советского Союза, но, как говорит Келам, лозунги, которые скандировали там, были теми же, что и сейчас.

«Ну, эта идея, что наблюдать молча (за агрессией на УкраинеК.А.), в голову не пришла. Думаю о нашем зарубежном обществе, которое подхватило огонь здесь, которое также пикетировало в Вашингтоне, которое требовало признания независимости стран Балтии, и они не сдались», - рассказал Круузимяэ о своих эмоциях.

Таким образом, с 1 октября 2014 года каждую неделю перед посольством России проходит пикет. Палящее солнце, проливной дождь, град, снег, ураган и мороз – ничто не заставило пикетчиков остаться дома. В день, когда с ними общались журналисты «Радара», погода была хорошей. Время – 15.50, колонна стартует от Музея оккупации, где состоялось интервью, двигается в сторону улицы Пикк к зданию посольства России. Пикет проходит каждый четверг 16.00 до 17.00. С Тоомпеа навстречу Круузимяэ и Эрму спускается министр сельского хозяйства Тармо Тамм, который интересуется, куда они идут. «Ну, конечно, к посольству России», - информирует Круузимяэ.

Знакомые отводят взгляды, проходя мимо

Он вспоминает, как приглашал людей на пикет, но они, скорее, не приходят. Рядом с посольством он часто встречает старых знакомых, и зовет их с собой. Безнадежное предприятие.

Вспоминаются и случаи, когда, увидев пикетчиков, они вообще пробирались вдоль стеночки.

«Немного грустно видеть, как некоторые эстонцы, известные люди, проходят мимо и делают вид, что не слышат и не видят. Я этого не понимаю, но я буду делать свое дело дальше», - отметила Келам.

По словам Круузимяэ, перед выборами он вместе с другими пикетчиками видел, как один или другой человек приходил срубить плюсы с мероприятия: «Тут приходили люди, которые больше наслаждались собой на этом пикете, а не пикетом как таковым. У футбольных фанатов есть этика фаната и в ней есть такое замечательное предложение: люби футбол в себе, а не себя в футболе. Ты на трибуне все же для того, чтобы болеть, и я взял эту мысль с собой на пикет».

Основное желание Келам – привлечь внимание к пикетам и поддержать Украину, поэтому дама приходит сюда, говорит с людьми, скандирует лозунги и пытается получить международную поддержку.

Нормальная kinderstube

Начинается пикет. Все друг с другом здороваются как лучшие друзья. И неудивительно. Встречаются-то каждую неделю. Начиная с 1 октября 2014 года. Круузимяэ уточняет, что в некоторых отдельных случаях пикеты все же не проводили. По этическим соображениям. Когда в России происходят трагедии с большими человеческими жертвами и к посольству приносят цветы и ставят свечи.

Правда, посольство России само этично себя не ведет и тушит свечи, установленные пикетчиками в знак памяти об украинских борцах. Но, как говорит Круузимяэ, они до уровня посольства не скатываются: «Меня воспитывала бабушка, и она говорила, что я никогда не должен опускаться до уровня мерзавцев. Почему? Если кто-то хочет валяться в грязи, то я должен стоять с прямой спиной».

У туристов пикет всегда вызывает интерес. Как и в этот раз, а Мари-Анн Келам объясняет интересующимся, что происходит. По словам Келам, разъяснительная работа важна: люди вернутся домой и расскажут лидерам своих государств, что твердая позиция в вопросе Украины важна. Она уверена, что кто-то это обязательно сделает. Кроме того, многие делают фотографии и выставляют их в социальных сетях. А некоторые даже присоединяются к пикетчикам: «Два раза к нам присоединялся один замечательный молодой русский мужчина, целый час простоял с нами. Предложил нам интересные лозунги, которые мы могли выкрикивать. И это очень хорошо. Он не поддерживает свое правительство. Набрался смелости и показал себя открыто тут, у посольства».

Иногда к пикетчикам подходят и провокаторы, но их, по словам Круузимяэ, тут же вычисляют: «Есть и такие, кого пикет просто раздражает: русские туристы и местные. Которые будто случайно проходят мимо. Но есть и такие, кто ходит тут многократно. К счастью, на месте всегда полиция, и мне кажется, что полиция уже начала понимать, что защищает одну из европейских ценностей – свободу слова. Чтобы уберечь нас от этих провокаций, чтобы жизнь пикетчиков не оказалась под угрозой, для этого полиция здесь».

Правда, в этот раз полиция уехала через полчаса после начала пикета. За порядком наблюдала съемочная группа «Радара». Вдруг появляется мужчина в красной куртке, который производит впечатление провокатора. В то же время, трудно сказать, является ли он им в действительности. Он подбегает к пикетчикам, фотографирует их, удаляется, отправляет фото кому-то и снова возвращается. На украинском языке он спрашивает у пикетчиков, говорят ли они на украинском и, обращаясь к оператору, интересуется, по какой причине он тут. Когда пикетчики выкрикивают: «Слава Украине» и «Героям слава», мужчина говорит: «А фашистам - нет». В любом случае все мероприятие кажется ему шуткой.

Работники посольства в течение этих лет никаких препятствий пикетчикам не чинили. Правда, как сказал Круузимяэ, один раз обмен мнениями все же состоялся: «Они решили, что мы могли бы пикетировать на другой стороне улицы. Мол, им не очень нравится, что мы стоим у посольства. Мы не поняли, почему мы должны пикетировать, например, у кафе «Маясмокк». Но мы с радостью согласились бы перейти на другую сторону улицу, если они вернут Крым Украине. Договориться мы не смогли».

Пикетчики отмечают, что единственное, что они могут сделать, это давить на российское посольство по дипломатическим каналам: «Мы знаем, что по дипломатическим каналам постоянно проходит информация, что в Таллинне по таким-то дням нарушена работа посольства, поскольку проходит пикет. Так что, да, это замечено. Это незаметно, может быть, в Эстонии, но это замечают дипломаты и сами украинцы, которые отслеживают информацию».

Антс Эрм просто говорит: «В действительности другие (украинцыК.А.) ведут такую же борьбу, как и мы. Но нам проще. Мы не под пулями».

«Я все же думаю, как это иронично и удивительно. Столько лет спустя. Эстония стала свободной, но мы должны это продолжать (борьбу за свободу других стран, в данном случае, УкраиныК.А.)

От идеи к пикету каждую неделю

В действительности, пикеты начались еще в феврале 2014 года. Тогда, 18 февраля, произошли столкновения на Майдане между антиправительственными манифестантами и милицией, были погибшие и раненые.

По инициативе Круузимяэ на следующий день пошли к посольству Украины, где установили свечи.

В марте 2014 года прошел уже один крупный пикет у российского посольства, и это было  связанно с оккупацией и аннексией Крыма. Тогда появилась информация, что Франция хочет продать России "Мистрали". 17 марта 2014 года пикет прошел у французского посольства: «Это был самый успешный пикет. К счастью, посол Франции до того 3,5 года провел в Белоруссии, он все понимал, он пригласил всех внутрь. И отправил все по дипломатическим каналам. Тогдашний министр сельского хозяйства Хелир-Валдор Сеэдер и европарламентарий Тунне Келам вышли из посольства с видом победителей».

Именно тогда, когда Круузимяэ и Эрм маршировали с флагами в сторону контору, они обсуждали, что нужно бы начать пикетировать регулярно: «Поскольку события развивались очень быстро, реагировать на них мы не успевали».

Начали искать людей, которых идея также вдохновляет. Одно крупное и мощное мероприятие прошло в сентябре у посольства России, так появилось чувство уверенности, что с 1 октября можно положить это на регулярную основу. Так и повелось.

Круузимяэ и друзья делали это не для того, чтобы снискать всеобщее внимание. Но их все же заметили. Один случай даже вызывает слезу у бывшего панка. Он говорит об ордене Добровольца: «Это был такой красивый момент. Я встретился с представителем Украины на бульваре Рявала, в парке. Он отдал мне этот орден и пожал руку без каких-то церемоний. Это запало мне в душу». Он добавил: «Конечно, как бывшему панку мне нравится вешать себе на грудь разные вещи. Было бы здорово, если бы это заметили и наши, эстонские СМИ».

«В действительности я уже смирился с тем, что за пределами Эстонии нас знают лучше, чем в Эстонии. К нам поступает признание с Украины, из международных сообществ в FB», - добавил Антс Эрм, который также получил украинский орден добровольцев.

Но чего же добились пикетчики за эти четыре года? Кроме того, что дипломатические каналы должны были распространять информацию о том, что каждый четверг у российского посольства нарушена работа. «Савченко свободна, Кохвер свободен. Где-то потеряли Ильдара Дадина, получили его. Мы сообщили, что MH17 – это агрессия России, а также остановили продажу "Мистралей"», - перечислил Круузимяэ.

Понятно, что за такое долгое время проведения пикетов можно было уже попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Круузимяэ так не считает, ссылаясь на то, что рекорды Гиннеса уже в какой-то степени девальвировались: «Кто-то запихивает себе в рот целый комплект шашек и бежит 100 метров с бочкой пива на голове. Сравнивать нашу акцию с делами маргинальных клоунов – я считаю, что это девальвировало бы наше мероприятие. Но, если где-то есть какой-то лист, связанный с длительными политическими акциями, то на этом уровне мы бы конкурировали».

Насколько тебя хватит?

И все же – четыре года каждую неделю ходить на пикеты – насколько хватит людей? Никогда в голову не приходила мысль, что больше не могу, пусть кто-то другой? Круузимяэ признался честно: некому передать это дело. И тех людей, которые приходят, нельзя предать: «Я не знаю, почему люди так равнодушны. Сегодня все сходят с ума, если пропала чья-то кошка. Это сообщение собирает в социальных сетях по 600 кликов. Все рвут на себе волосы. А то, что на Украине каждый день погибают защищающие свою родину люди, кажется совершенно повседневным делом».

«Я думал о том, что что-то должно отодвинуть Россию. Но ничего не меняется, становится только хуже. Не бросать же дело на половине. Нельзя же показать, что мы слабее, чем кремлевская мафия. Нельзя», - признал Антс Эрм.

«Вацлав Гавел сказал один раз фразу, которая осталась в наших сердцах. За вашу свободу и за нашу свободу. Это то, что нужно. Мы никого не можем бросить», - добавила Мари-Анн Келам.

Время - 17.00. Пикет завершен, пикетчики собирают флаги и начинают двигаться в сторону дома. Перед посольством России останавливается машина catering. Там начинается праздник.

Наверх