Всем сестрам по церквям (2)

Вячеслав Иванов
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Президент Украины Петр Порошенко приветствует патриарха Филарета.
Президент Украины Петр Порошенко приветствует патриарха Филарета. Фото: GLEB GARANICH / REUTERS

Разрыв евхаристического общения между Русской Православной церковью и ее Константинопольской сестрой по решению Священного Синода РПЦ уже вторую неделю активно обсуждается экспертным сообществом.

Магия чисел

Складывающаяся ситуация чем-то напоминает разборки между другими «сестрами», теперь уже бывшими, – республиками разваливавшегося СССР. А камнем преткновения на этот раз стала Украина. Точнее – Украинская православная церковь, явленная сегодня миру, как сам Господь Бог, в трех ипостасях: Украинская Автокефальная Православная церковь (УАПЦ), Украинская Православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская Православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП).

Из всех перечисленных церквей именно у последней церкви больше всего приходов по всей стране, и они наиболее многочисленны по количеству прихожан. Да и по владению имуществом – как движимым, так и недвижимым – УПЦ МП превосходит двух других сестер, вместе взятых. При этом и УАПЦ, и УПЦ КП, как сегодня принято говорить, – церкви самопровозглашенные. Можно, конечно, этот досадный недостаток ликвидировать. Для этого надо «всего лишь» объединить все три, и тогда получится поместная, то есть совершенно самостоятельная церковь.

Правда, есть еще одна мелочь, без которой такое объединение, когда (и если) оно состоится, будет юридически ничтожно. Необходимо благословение «вышестоящей организации», на роль которой претендуют в этой истории две церкви. Московская – по факту вхождения в её юрисдикцию УПЦ МП и наличия кровных уз двух родственных народов; и Константинопольская – как традиционно, пусть и не вполне официально, признанная старшей (хотя бы по возрасту). Вот к ней-то, по понятным причинам минуя Москву, и обратились мятежные иерархи Украины с просьбой предоставить УПЦ автокефалию. И встретили, надо отметить, сочувственное понимание.

Вообще-то украинское православие добивается автокефалии, то есть полной самостоятельности в решении церковных, юридических, и прочих вопросов, уже не первое столетие – ровно с тех пор, когда, при гетмане Богдане Хмельницком – произошло воссоединение Украины с Россией и, как следствие, «поглощение» православных приходов Украины Московским патриархатом. А некоторые источники находят корни конфликта и еще дальше во тьме веков.

В общем, есть что-то магическое в этих словах – «три сестры». У Пушкина они что-то пряли поздно вечерком, есть у них тезки и в Таллинне, а главное – у Антона Павловича, со слишком уж прямолинейным призывом «В Москву, в Москву!..»

От сестринской любви один шаг…

Всё бы ничего – ну, повздорили церковные владыки, с кем не бывает… Однако конфликт выходит за рамки сугубо административного противостояния, в заложниках у него оказываются рядовые прихожане.

В уже упоминавшемся сообщении о расторжении евхаристических уз говорится и о последствиях такого действа для мирян: «Верующие РПЦ не смогут участвовать в богослужениях, причащаться, молиться и принимать участие в других таинствах, которые будут проводиться в храмах под юрисдикцией Константинополя. Кроме того, привоз реликвий и святынь, которые хранятся в храмах и монастырях Вселенского патриархата, вряд ли будет возможен. В церквях и монастырях, подчиняющихся Константинопольскому патриархату, хранятся, например, пояс Пресвятой Богородицы, чудотворные иконы, мощи святых, а также части тернового венца Спасителя. Этот запрет будет действовать до тех пор, пока Константинополь не пересмотрит свою позицию по автокефалии на Украине. Об этом заявил пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков.

Президент Путин и его «ближний круг» прекрасно отдают себе отчет в том, что семь десятилетий державшая народы СССР в рамках единого государства марксистско-ленинская идеология дискредитировала себя в глазах народа полностью и окончательно, и в этом смысле на роль духовных скреп больше не годится.

Речь, в том числе и о храмах на Афоне. „Афон является канонической территорией Константинопольского патриархата со всеми вытекающими отсюда последствиями“, — подчеркнул Волков. По его словам, со святынями, которые хранят другие церкви, проблем возникнуть не должно. В частности, это касается прибытия в Россию благодатного огня». В общем, извините, уважаемые граждане, но придется вам обойтись без того, чтобы помолиться в храме единоверцев с другой юрисдикцией. А также поклониться святыням, доступ к которым перекрыли для россиян злые дядьки – те самые, которые, находясь в Киеве, имеют таинственную и непонятную для иностранцев астральную связь с бузиной, что в огороде…

И кесарь своего не упустит

Украинские власти демонстративно подчеркивают свою солидарность с лидерами УАПЦ и УПЦ КП в их по сути раскольнической деятельности. Более того – президент Порошенко, собственно, и не скрывает своего прямого участия в этом скандале и даже своими выступлениями провоцирует его углубление.

Администрация президента Путина столь же демонстративно дистанцируется от какого бы то ни было участия в обострении ситуации, воздерживаясь от резких оценок событий и предоставляя это церковным иерархам. Однако это не значит, что Путин и его ближайшее окружение смотрят на скандал равнодушно.

Для Кремля чрезвычайно важно сохранение и укрепление такого понятия, как духовная связь русских и украинцев. Но смею полагать, что связь эта если и подвергается нынче какой-то опасности, то я бы не стал её преувеличивать и излишне драматизировать. Потому что духовная связь базируется на ещё более прочной – связи кровной. И что бы ни происходило между родственниками, но эта связь никуда не денется.

На мой взгляд, гораздо большую опасность для российских властей сегодня представляет подрыв авторитета Русской Православной церкви как государствообразующего фактора. Монотеизм вообще способствует, и во все времена способствовал укреплению власти светской (Богу – богово, а Кесарю – кесарево!). А у Русского Православия за тысячу лет его существования в этом смысле накоплен неоценимый опыт, который власть не собирается терять из-за чьих-то амбиций.

Президент Путин и его «ближний круг» прекрасно отдают себе отчет в том, что семь десятилетий державшая народы СССР в рамках единого государства марксистско-ленинская идеология дискредитировала себя в глазах народа полностью и окончательно, и в этом смысле на роль духовных скреп больше не годится. У русского православия за спиной тысяча лет, так кто же более матери-истории ценен?

Опыт других конфессий, даже более долгий, в этом смысле для Кремля особого значения не имеет – просто в силу того, что это чужой опыт, в России к применению не годный. Ну и пусть себе что-то там решают, обсуждают, думают… Всё равно последнее слово будет за нами!

Комментарии (2)
Copy
Наверх