Победа журналиста в суде над кремлевскими троллями не приструнит их

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Йохан Бэкман у Бронзового солдата.
Йохан Бэкман у Бронзового солдата. Фото: Toomas Huik

Судебный процесс журналиста финского телерадиовещания YLE Йессикки Аро против прокремлевских деятелей в сети увенчался ее победой, однако, по мнению участников процесса, нет причин надеяться, что кремлевские тролли притормозят, пишет Postimees.

«Я хотела бы сосредоточиться на своей работе, не опасаясь регулярных клеветнических кампаний и угроз убийством», - сказала Аро Newsweek, комментируя решение суда, признавшего преследовавших ее прокремлевских активистов виновными. Это первый случай, когда европейское государство прибегло к правовым мерам против пророссийских деятелей, распространяющих лживую информацию.

Аро более трех лет пришлось терпеть интернет-троллей и ложные обвинения, в том числе утверждения, что она является агентом разведки США, наркоторговцем и нестабильной русофобствующей деткой. Персональная инфовойна против Аро была развязана после того, как в 2014 году она стала расследовать деятельность пророссийских фабрик троллей. В ходе расследования она обнаружила финансируемую Москвой пропагандистскую машину, которая через подставные аккаунты в соцсетях Twitter, Facebook, ВКонтакте продавливала кремлевскую повестку дня.

Тролли размножаются в беззаконной среде. Аро стала одним из первых журналистов, который написал о российских троллях, и было бы своего рода знаковым, если бы ее судебное дело стало хотя бы частично началом их конца

После этого Аро обратилась к общественности с просьбой найти таких троллей и понять их цели в Финляндии. Через несколько дней после этого, по словам журналиста, прокремлевский деятель Йохан Бэкман, известный и в Эстонии, начал против нее активную клеветническую кампанию.

Суровое наказание

В этом месяце финский суд приговорил основателя пророссийского сайта Илью Яницкина за клевету и другие преступления к 22 месяцам лишения свободы. По мнению суда, с 2014 года по март 2018-го Яницкин был главным редактором MV-Lehti и отвечал за все опубликованное в издании. Вместе с Бэкманом и одним сотрудником издания ему придется заплатить Аро 136 000 евро.

По мнению прокуратуры, Бэкман, неоднократно угрожая журналистке YLE и пытаясь пообщаться с ней лично, значительно нарушил жизненный уклад Аро. В обвинении добавлялось, что Бэкман давал Яницкину для публикации свои статьи и материалы, касающиеся Аро. Утверждения Бэкмана в свою очередь активизировали интернет-троллей, которые отправляли Аро по телефону и интернету агрессивные сообщения на русском, английском и финском языках.

Бэкман был приговорен к году условно за грубую клевету и преследование. Решение суда он назвал новым подлым фокусом НАТО. Третьей подсудимой была работающая в MV-Leht финка, которая также была приговорена к условному сроку. Финское следствие обнаружило, что Яницкин заплатил женщине, работавшей в издании под псевдонимом Т2 десятки тысяч евро. Кроме того, от неназванного филантропа она получала плату в криптовалюте.

По словам опытного финского журналиста Ярмо Мякеля, это решение побудит власти еще более активное бороться с агрессивными высказываниями в интернете. “Я жду, что между свободой слова и разжиганием ненависти будет проведена четкая граница”, - скаал он Deutsche Welle.

Расследующий в американском Atlantic Council инфоатаки Бен Ниммо соглашается с Мякеля. «Интернет-тролли – одна и худших сторон в работе журналиста, - сказал он Deutsche Welle. – Речь идет об отдельном классе интернет-преследователей, и Йессика Аро стала их основной мишенью».

По словам Ниммо, законы в отношении интернет-преследователей не поспевают за троллями. “Этот процесс позволяет надеяться, что закон доберется до них, - заметил эксперт в комментарии немецкому изданию. – Тролли размножаются в беззаконной среде. Аро стала одним из первых журналистов, который написал о российских троллях, и было бы своего рода знаковым, если бы ее судебное дело стало хотя бы частично началом их конца”.

Наверх